На главную
страницу

Учебные Материалы >> Священная История Нового Завета.

Протоиерей Николай Попов СВЯЩЕННАЯ ИСТОРИЯ НОВОГО ЗАВЕТА

Глава: Послание к Евреям

После мученической кончины Ап. Иакова. брата Господня, неверующие во Христа Иудеи в Палестине воздвигли жестокое гонение на христиан из своих единоплеменников. Вследствие сего гонения, а также вследствие убеждений неверующих Иудеев многие из палестинских христиан евреев готовы были возвратиться в Иудейство, по крайней мере, оставляли христианския собрания. Ап. Павел, узнав об этом, из Италии написал им, около 63 года, послание.

Чтобы удержать палестинских христиан — евреев от возвращения в иудейство и утвердить в христианстве, Аполтол Павел в первой части послания (1—10, 18.) роскрывает пре­восходство новаго завета пред ветхим, а во второй (10, 19—13 гл.) преподает нравственныя наставления, вытекающия отсюда.

Превосходство новаго завета пред ветхим Апостол дока­зываешь превосходством Иисуса Христа пред ангелами, пред Моисеем и пред ветхозаветными первосвященниками и превосходством первосвященства и первосвященническаго служения Иисуса Христа пред ветхозаветным.

Бог, говоривший издревле отцам в пророках, начинает Апостол, в последние дни сии говорил нам в Сыне. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, возсел одесную величия на высоте и столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее наследовал имя. Бог от вечности родил Его, назвал Его Сыном Своим, повелел Ангелам покланяться Ему. Ангелы суть слуги Божии, а Он вечный Царь, Помазанник Божий, Творец неба и земли, седит одесную Бога. (1 гл.) Отсюда Апостол выводить такое заключение: если непослушание Слову Божию, возвещенному чрез Ангелов, получало наказание, то как мы избежим наказания, вознерадев о толиком спасении, проповеданном Господом Иисусом Христом (2, 1—4.)? Правда, человек немного ниже Ангелов, и Иисус Христос, явившись на земле человеком, по человечеству немного был унижен пред Ангелами, но за претерпение смерти увенчан славою и честию. Это уничижение, восприятие Им плоти и крови человеческой было необходимо для того, чтобы Он мог пострадать, умереть за всех людей, смертию Своею лишить силы имеющаго державу смерти, то есть диавола, и быть милостивым первосвященником пред Богом. (2,   5—18.)

Иисус Христос, продопжает Апостол, выше и славнее Моисея. Моисей был верный служитель в дому Божием, а Христос есть Сын Божий. При Моисее Израильтяне за ропот против него, непокорность и неверие не вошли в землю обетованную. Зная это, не впадем в непокорность Господу, чтобы войти в покой Божий. (3 и 4. 1—13.)

Будем твердо держаться исповедания нашего, продолжает Апостол, потому, что мы имеем Первосвященника великаго прошедшаго небеса, Иисуса Сына Боясия (4, 14—5,  10.).

Приступая к раскрытию превосходства первосвященства и первосвященническаго служения Иисуса Христа пред вфтхозаветным, Апостол с прискорбием замечает своим читателям, что трудно объяснить им этот высокий предмет, что их следовало бы снова учить начаткам Слова Божия; но, несмотря на это, решается предложить им это высокое учение, оставив до времени начатки учения Христова (5,  11—6,  12.).

В доказательство превосходства первосвященства Иисуса Христа пред ветхозаветным Апостол указывает на то, что Бог дал Ему первосвященство вечное по чину Мелхиседека, который и по своему имени — царь правды, и по имени своего царства — царь Салима (царь мира), и по неизвестности отца и матери и родословия представляется вечным, уподобляется Сыну Божию, и который даже от Авраама получил десятину из до­бычи и благословил его, а в лице Авраама получил десятину от Левия, родоначальника ветхозаветных первосвященников. Затем Апостол указывает на то, что Господь Иисус Христос, возсияв из колена Иудина, а не от Левиина, получил священство не по закону наследства, но по силе жизни непрестающей. Вследствие сего прежний закон, как несовершенный, отменяется, а вводится лучший завет, и вместо прежних священников смертных является И первосвященник вечный, имеющий священство непреходящее, безгрешный. А главное: Первосвященник этот возсел одесную престола величия на небесах и священнодействует в святилище и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не в скинии земной, устроенной по образу не­бесной, и Первосвященник этот получил служение тем превосходнейшее, чем лучшаго завета Он ходатай. (6. 13—8, 6.)

Наконец, Апостол доказывает превосходство новаго завета пред ветхим словами Бога, сказанными чрез пророка Иеремию, и превосходством первосвященническаго служения Иисуса Христа пред ветхозаветным. Если бы, -говорит Апостол,- первый завет был без недостатка, то не было бы нужды в другом завете. Но Господь чрез Пророка (Иерем. 31, 31—34.) говорит: „Я совершу с домом Израилевым и Иудиным но­вый завет, не такой, какой Я совершил с отцами их, ко­гда выводил их из земли Египетской. Я вложу законы Мои в мысли их и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом. Я буду милостив к неправдам их и грехов их и беззаконий их не воспомяну более''. (8, 7—13.) Раскрывая превосходство первосвященническаго служения Иисуса Христа пред ветхозаветным, Апостол гово­рит: в ветхозаветном Богослужении первосвященник входил в рукотворное святилище каждогодно с кровию животных, а Христос вошел не в рукотворенное святилище, но в самое небо с кровию Своею, чтобы предстать за нас пред лице Божие, и не многократно, а единожды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою своею (9 гл.). Там многочисленными жертвами не могли очистить грехов. Здесь вместо всесожжений и жертв Христос принимает тело и одним приношением его в жертву навсегда сделал совершенными освящаемых. О сем свидетельствует нами Дух Святый. Ибо сказано: „И грехов и беззаконий их не воспомяну более''. А где прощение грехов, там не нужно приношение за них. (10,  1—18.)

Во второй,   нравоучительной,   части послания Апостол, на основании высказаннаго им догматическаго учения, делает нравственныя наставления, потребныя для палестинских христиан евреев.

Имея дерзновение входить в святилище посредством кро­ви Иисуса Христа, да приступаем,- говорит Апостол,- с искренним сердцем, с полною верою; будем держаться не­уклонно исповедания нашего, не будем оставлять собрания своего. Если отвергшийся закона Моисеева наказывался смертию, то сколь тягчайшему наказанию повинен будет тот, кто попирает Сы­на Божия и Духа благодати оскорбляет? Итак, не оставляйте упования вашего, терпите, стойте в вере ко спасению души. (10, 19—39.) Вера необходима. Вера осуществляет ожидаемое и делает невидимое, как бы видимым. Посредством веры мы узнаем, что мир устроен Богом. Верою угодили Богу, совершили подвиги и перенесли великия лишения, страдания и мучения все ветхозаветные праведники. (11 гл.). Имея столько примеров веры и терпения и пример Начальника веры Иисуса Христа, мы должны с терпением переносить страдания и смотреть на них, как на наказания отеческия, которыя Бог посылает нам, чтобы привести нас к праведности. Вы приступи­ли не к Синаю, но к Сиону, к небесному Иерусалиму, к Судии всех Богу и к ходатаю новаго завета Иисуса. Смотрите, не отвратитесь от Говорящаго. Если Израильтяне, не послушавшие глаголавшаго на земле, наказаны: то тем более не избежим наказания мы, если отвратимся от Глаголющаго с небес. (12 гл.)

В заключение Апостол научает христиан братолюбию, страннолюбию, вспоможению узникам и страждущим, чистоте брака, несребролюбию; заповедует помнить своих наставников и подражать вере их, не увлекаться чуждыми учениями об яствах, о жертвах, а приносить Богу жертву хвалы; просит их молитв о себе; посылает приветствия и преподает Апо­стольское благословение. (13 гл.)


Послание к Титу Послание к Евреям Апокалипсис (Откровение) святаго Иоанна Богослова