Один фарисей, Симон, просил Иисуса Христа вкусить с ним пищи. Когда Господь возлежал в доме, одна грешница принесла алавастровый сосуд с драгоценным мѵром, стала позади у ног Его, обливала их слезами, отирала волосами своими, целовала и мазала миром.
- У Иудеев в это время было в обычае вкушать пищу не сидя, а полулежа. Низкий стол располагался в виде буквы П. Вкушавшие полулежали на низких ложах, поставленных с внешней стороны стола, на левом боку, облокачиваясь левою рукою на подушки. Голова одного возлежавшаго могла быть легко наклонена к груди другого возлежавшаго, который был дружен с ним. Это называлось возлежать на персях другого. Ноги возлежавших отделялись от стола, так что к ним можно было подходить. С внутренней стороны стола подносили кушанья.
- Ориген и св. Киприан полагают, что Симон имел дом в городе Наинв.
- Алавастр—род мрамора, замечательный по своей легкости, прозрачности и красоте; особенно чист белый алавастр. Из него приготовлялись вазы, урны, курильницы и сосуды для хранения ароматических жидкостей.
-На востоке гостеприимство так развито, что в праздник всякий может безвозбранно входить в дом богатаго человека и пользоваться угощением. Таким образом грешница свободно могла войти в дом фарисея во время трапезы.
Фарисей подумал про себя: „если бы Он был пророк, то знал бы, какая женщина прикасается к Нему; она грешница''. Иисус Христос, зная мысли его, обратясь к нему, сказал: „Симон! Я имею нечто сказать тебе''. Он говорит: „скажи, Учитель''. Иисус сказал: „у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят.
- Динарий—римская монета, стоил 21Ѵ2 к. сер., 500 дин.=107 р. 50 коп., 50 динар.—10 руб. 75 коп.
Но как они не имели чемзаплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбить его''? Симон отвечал: „думаю, тот, которому более простил''. Он сказал ему: „ты правильно разсудил''— и, обратясь к женщине, сказал Симону: „видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла. Ты целования Мне не дал, а она с тех пор, как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги. Ты головы Мне маслом не помазал, а она мѵром помазала Мне ноги 3).
- При входе в дом снимали сандалии с ног и ноги омывали. Омовение ног гостю хозяином считалось выражением гостеприимства, уважения и любви. У Иудеев было обыкновение помазывать маслом или благовонным миром как себе, так и гостям волосы на голове, бороду, лоб, лицо; а когда хотели выразить гостю особенное уважение, то помазывали ему и ноги.
А потому, сказываю тебе: прощаются грехи ея многие за то, что она возлюбила много: а кому мало прощается, тот мало любит''. Ей же сказал: „прощаются тебе грехи''! Возлежавшие с Ним начали говорить: ,,кто это, что и грехи прощает''? А он сказал женщине: „вера твоя спасла тебя; иди с миром''. (Лук. 7, 36—50.)
После сего Иисус Христос пошел по городам и селениям Галилейским, проповедуя о царствии Божием. За ним следовало двенадцать Аностолов, Мария Магдалина, из которой Он изгнал семь бесов, Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, Сусанна и многия другия женщины, исцеленныя Им.
-Мария происходила из города Магдалы. Св. Димитрий Ростовский пишет: Западные св. Марию Магдалину считают сестрою Лазаря и тою грешницею, которая омыла слезами ноги Христовы и помазала мѵром; но восточные основательно отвергают такое мнение (Четьи-Мин. Июл. 22 д.).
Они служили Ему своими трудами и имением. (Лук. 7, 1—3.)
Господь исцеляет бесноватаго слепонемого, опровергает клевету фарисеев, говорит, что знамения не дастся им, кроме знамения пророка Ионы, ублажает слушающих и соблюдающих слово Божие.
Когда Иисус Христос с учениками Своими возвратился в Капернаум и вошел в дом, опять собрался народ, так что им не возможно было и хлеба вкусить. Тут привели к Иисусу Христу бесноватаго, который был слеп и нем. Господь исцелил его, так что он стал и говорить, и видеть. И дивился весь народ и говорил: „не это ли Христос, сын Давидов''? Фарисеи на это сказали: „Он изгоняет бесов силою Веельзевула, князя бесовскаго''.
-Ииенем Веельзевула, идола филистийскаго, Иудеи называли диавола, сатану, князя бесовскаго.
Но Иисус, чтобы показать нелепость клеветы их, сказал: „Как может сатана сатану изгонять''? — и прибавил: „всякий грех и хула простятся человекам; даже если кто скажет слово на Сына человеческаго, простится ему. Но если кто скажет хулу на Духа Святаго (т. е. на чудесныя действия Святаго Духа, зная, что они совершаются Духом Святым, будет противиться явной истине и благодати Божией), не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.
- Не по недостатку милосердия Божия, но потому, что такие люди неспособны к покаянию (Злат. Бес. на Мате. 12 гл.).
Сказываю вам. что даже за всякое слово праздное, какое скажу т люди, дадут они ответ в день суда''.
Тогда некоторые из фарисеев подумали про себя: за то только, что Он исцеляет больных и бесноватых, нельзя признать Его Христом; если Он Христос, пусть покажет чудо с неба; потому сказали: „Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамѳниѳ (с неба)''. Но Господь сказал им: „знамения не дастся вам, кроме знамения Ионы пророка. Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын человечѳский будет в сѳрдце земли три дня и три ночи.'' (Этими словами Господь предсказал Свою смерть и тридневное воскрѳсение, которое есть неопровержимое знамение, доказательство Его Божества.) Когда Иисус Христос поучал таким образом народ, одна женщина, возвысив голос, сказала Ему: „блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие''! А Он сказал: „блаженны слышащиѳ слово Божио и соблюдающее его''.
Пресвятая Матерь Иисуса Христа и назаретские родственники Его, услышав, что враги Его распространяют клеветы на Него, что даже чудеса Его приписывают силе диавола, обезпокоились за Него и за себя, и пришли, чтобы убедить Его возвратиться домой. Когда Иисусу Христу сказали: „Твоя Мать и Твои братья желают говорить с Тобою'', Он, указав на учеников Своих, сказал: „вот, Матерь Моя и братья Мои. Кто будет исполнять волю Отца Моего Небеснаго, тот Мне брат, и сестра, и матерь''. После свидания с Пресвятою Материю Своею и сродниками Иисус Христос в тот же день отправился к морю Галилейскому. (Матф. 12, 22—50; Марк. 3, 20—35: Лук. 11, 14—32; 12, 10.)