Не стоит забывать, что трактовка любой археологической находки во многом зависит от той общей концепции, которой руководствуется археолог. В XIX веке, например, для западных ученых было очень характерно с недоверием относиться к
свидетельствам древних писателей. Так, греческого историка Геродота (ок. 450 г. до н.э.) часто обвиняли в ошибках и неточностях. Но археологические открытия в Египте, Ираке и Советском Союзе вновь и вновь подтверждают достоверность его книг.
То же можно сказать и об иных древних текстах. Мы постепенно привыкаем относиться к ним с уважением. В совокупности с прочими археологическими материалами они становятся бесценным источником интереснейших сведений о самом далеком прошлом.
В ходе раскопок, проводимых Британским музеем в Карксмише, на реке Евфрат, в разрушенном и сожженном городе были найдены бронзовые и железные наконечники стрел и обломки декорированных бронзовых щитов. Их можно датировать приблизительно VII веком до н.э. А если обратиться к древним рукописям, найдется и точная дата — 605 г. до н.э. (в этом году вавилоняне нанесли в Карке-мише тяжелое поражение египтянам). Изображение головы Горгоны на щите характерно для греческих мастеров. В Египте обнаружены захоронения солдат-наемников из греческих городов Малой Азии. Больше того, один греческий поэт писал о своем родственнике, участвовавшем в этой битве. Все сведения — и литературные, и археологические — совпадают друг с другом.
Конечно, далеко не всегда удается столь точно соотнести литературные источники и материальные находки. С 1965 г. по 1976 г. израильский археолог Йоханан Ахарони вел раскопки в месте, ныне называемом Телль Беэр-Шева. У ворот древнего города нашли колодец. Похоже, этот колодец был выкопан жителями нескольких домов XII века до н.э., обнаруженных по соседству (это старейшие жилые постройки на городище). Археолог решил, будто перед ним тот самый колодец, о котором говорится в книге Бытия, в истории Авраама и Исаака (21:25; 26:15), и сделал отсюда вывод, что повествования о патриархах возникли не раньше XII века — уже после исхода из Египта и завоевания Ханаана.
Эту точку зрения опровергнуть невозможно (пока, по крайней мере), но поспорить есть с чем.
Прежде всего, Телль Беэр-Шева вовсе не обязательно то же самое, что и древняя Бсэр-Шсва (Вирсавия). Раскопки в современном городе Беэр-Шева, расположенном в 5 км к западу от телля, показали: люди селились здесь примерно тогда же, когда и на холме.
Ахарони утверждает, что Беэр-Шева между 701 и 530 гг. до н.э. была оставлена жителями. Вместе с тем одна из надписей ок. 600 г. до н.э. упоминает Беэр-Шеву. Археолог считает, что речь в этой надписи идет не о городе, а о близлежащих деревнях. Но ведь то же можно сказать и о книге Бытия: найденный телль мог получить свое теперешнее библейское название гораздо позже времен Авраама!
В книге Бытия о городе вообще ничего не сказано. Авраам мог выкопать колодец и в незаселенном месте — на Ближнем Востоке много таких колодцев.
В царских могилах города Ура найдены богатые клады. Головной убор из золотых цветов и листьев некогда принадлежал царице Ура.
Наконец, если даже место определено правильно, из чего следует, что именно об этом колодце говорится в книге Бытия?
Как бы то ни было, достаточно веских оснований датировать эпоху патриархов двенадцатым веком, не существует. Наоборот, многое свидетельствует в пользу более ранней датировки (см. ниже, раздел Авраам и его семья).
Если в тексте нет характерных подробностей, которые очевидно соотносятся с найденными предметами или рельефом местности, связь с археологическими данными остается гипотетической. Наглядный тому пример — проблема городов Иерихона и Гая, о которой рассказыватся в разделе Завоевание Ханаана.
Главное, в чем археология помогает библеистике, — это воссоздание общего исторического фона, формирование общих представлений о том, каков был мир в библейские времена. Иногда археологические данные используются при расшифровке трудных мест в Писании. Наука порой хорошо согласуется с историческими описаниями Библии, а порой, наоборот, настаивает на их недостоверности. В любом случае, однако, необходимо иметь в виду следующее.
Во-первых, знания о древнем мире, полученные археологами, — не абсолютная истина. Сегодняшние «несомненные результаты» завтра могут оказаться полной чепухой.
А во-вторых, вообще бессмысленно говорить о том, что археология «подтверждает» или «опровергает» Библию. Ибо Библия повествует о Боге и Его отношениях с людьми, а эти темы наука обсуждать не в состоянии.
«Телль» - так называются огромные курганы, под которыми погребены древние города. На фотографии: телль в Лакише.
Археология и изучение Библии | Значение древних рукописей | ПИСЬМЕННОСТЬ |