На главную
страницу

Учебные Материалы >> БИБЛЕЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

БИБЛЕЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

Глава: Попадания и промахи

Археологи ставят перед собой раз­личные цели. Иногда они пытаются добыть образцы керамики и архи­тектуры с каждого уровня. Иногда, напротив, сосредоточиваются на первой фазе раскопок и разрабаты­вают возможно большую площадь, чтобы определить планировку глав­ных зданий или даже целых город­ских кварталов. Особенно привле­кают археологов древние храмы и дворцы, сулящие богатые находки. Однако исследование жилых домов и городских укреплений может дать не менее ценные результаты. Боль­шие здания, как правило, легко об­наружить под высоким курганом. Но если кургана нет, на здание мож­но наткнуться лишь случайно — а можно и не наткнуться!

В 1928 г. Джон Гарстэнг вел рас­копки древнего Хацора (Асора) в северной Галилее. Не обнаружив никаких признаков характерной микенской керамики, ввозившейся сюда с Кипра и из Греции после 1400 г. до н.э., он решил, что город к этому времени уже не существовал. А через тридцать лет Йигаэль Ядин, проведя повторные обширные рас­копки, нашел огромное количество такой керамики практически на том же месте. Стало ясно, что люди здесь жили и после 1400 г. до н.э. -по крайней мере еще 200 лет. Так дополнительные раскопки ради­кально изменили наши представле­ния об истории Хацора.

Еще один пример — раскопки в Кадеше на реке Оронт (Сирия). Крупная французская экспедиция работала здесь в 1921-22 гг. Неожи­данно умер начальник экспедиции, и работа остановилась. Раскопки возобновились только в 1975 г. Их вела небольшая группа британских ученых, которые углубили старую траншею и наткнулись на стены из глиняных кирпичей. Сверху, на глу­бине не более полуметра, лежали вавилонские клинописные таблич­ки. Клинопись подтвердила, что раскапывается именно Кадеш, а имя царя, указанное на табличках, позволило с высокой степенью точ­ности   определить   возраст   руин.

Меж тем французы, работавшие здесь раньше, вообще не нашли ни­каких письменных документов.

Земли, принадлежащие сегодня государству Сирия, в древнем мире всегда славились своим богатством. Здесь были великие города, древние столицы. Некоторые из них, напри­мер Дамаск и Алеппо (Халеб), по-прежнему процветают, от других остались одни руины. Особенно знамениты руины Пальмиры, отно­сящиеся к эпохе Римской империи.

На сирийском побережье, неда­леко от Латакии, с 1928 г. ведутся раскопки большого города, существовавшего здесь в 1800-1200 гг. до н.э. Археологи обратили внимание на это место после того, как один крестьянин обнаружил на сво­ем поле каменную гробницу. Гли­няные таблички свидетельствуют, что здесь погребен древний город Угарит.

Другая случайная находка в глубине материка на реке Евфрат привела к открытию древнего горо­да Мари, процветавшего в период между 3000 и 1750 гг. до н.э. Архе­ологи работают здесь с 1933 г. В комнатах огромного дворца, разру­шенного приблизительно в 1750 г. до н.э. вавилонским царем Хаммурапи, найдено около 25 000 клино­писных табличек.

Итальянская группа, работавшая в северной Сирии, совершила недавно еще одно важное открытие — самое значительное, пожалуй, со времен нахождения свитков Мер­твого моря. Итальянцы исследова­ли район к югу от Алеппо, осматри­вая курганы. Их внимание привлек один из теллей — Телль-Мардих. О нем ничего не было известно, но выглядел он многообещающе. Ог­ромный холм, окруженный валом, был усыпан керамическими оскол­ками, позволявшими предполо­жить, что люди здесь жили в 2500— 1600 гг. до н.э.

Работы начались в 1964 г. К 1972 г. здания, построенные в 2000—1600 гг., полностью вышли из-под земли. В 1968 г. была найдена статуя с над­писью, доказывающей, что Телль-Мардих — это руины древней Эблы. Вавилонские письмена говорили об Эбле как о крупном торговом горо­де в Сирии, но точного местополо­жения никто не знал. Ученые рань­ше уже пытались отыскать ее — в 200 км от Телль-Мардиха!

В 1973 г. археологи приступили к расчистке царского дворца, разру­шенного около 2200 г. до н.э. В 1974 г. нашли несколько клинописных табличек, а в 1975 в двух комнатах дворца, одна из которых некогда была заставлена деревянными пол­ками, — сразу 8000! Раньше в север­ной Сирии столь древних памятни­ков письменности ученые никогда не находили. Оказалось, что надпи­си сделаны на неизвестном прежде западно-семитском диалекте. Кли­нопись, предметы материальной культуры свидетельствуют о силь­ном вавилонском влиянии и о ши­роких торговых связях Эблы, в том числе даже с Египтом (см. ниже Ав­раам и его семья).

История с расшифровкой клино­писных табличек Эблы — хороший пример того, как легко порой прий­ти к ложным выводам. Ученый, от­вечавший в экспедиции за перевод найденных текстов, заявил, что в них упоминаются многие города от Персии до Средиземного моря, включая палестинские Ашдод (Азот), Хацор и Мегиддо. Более то­го, он утверждал, что в табличках говорится и о легендарных Содоме и Гоморре.

Видимо, радость открытия побу­дила его принять желаемое за дей­ствительное. Дальнейшие исследо­вания не подтвердили столь сенса­ционных выводов. Деловые связи

Эблы в основном ограничивались северной Сирией и поселениями на реке Евфрат; палестинские города в табличках не упоминаются.

Из приведенных примеров вид­но, насколько непредсказуемы ар­хеологические находки. Открытия делаются случайно, и каждая новая экспедиция, как бы тщательно она ни планировалась, всегда сулит не­ожиданности. Археологические дан­ные редко бывают исчерпывающи­ми. Траншея открывает только часть дома, и, даже если довести раскопки до конца, может оказать­ся, что разрушения слишком вели­ки, чтобы реконструировать перво­начальную планировку.

Вероятность ошибочных интер­претаций также — как мы видели — весьма велика. Особую роль в уста­новлении истины играют письмен­ные документы. Они способны объ­яснить очень многое, развеять со­мнения и выявить ошибки.

Без письменных подтверждений любые выводы остаются гипотети­ческими. Нельзя быть полностью уверенным ни в датировке обнару­женных зданий, ни в их назначе­нии. И самое главное: без письмен­ных документов ничего не известно о живших здесь людях.

 


Чего не может археология Попадания и промахи Раскопки