На главную
страницу

Учебные Материалы >> Аскетика.

ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА АВВЫ ИОАННА, ИГУМЕНА СИНАЙСКОЙ ГОРЫ,ЛЕСТВИЦА

Глава: СЛОВО 11. О многоглаголании и молчании

1. В предшествующем слове мы сказали кратко о том, сколь бедственно и вредно судить ближних, вернее же самим суди­мыми быть и страдать от собственного языка; что случается и с мнимо духовными мужами. Ныне же порядок требует, что­бы мы показали причину сего порока и дверь, которою он входит в нас, или вернее, которою он из нас исходит.

2.  Многоглаголание есть седалище, на котором тщеславие любит являться и торжественно себя выставлять. Многогла­голание есть признак неразумия, дверь злословия, руководи­тель к смехотворству, слуга лжи, истребление сердечного умиления, призывание уныния, предтеча сна, расточение вни­мания, истребление сердечного хранения, охлаждение свя­той теплоты, помрачение молитвы.

3.  Благоразумное молчание есть матерь молитвы, воззва­ние из мысленного пленения, хранилище божественного огня, страж помыслов, соглядатай врагов, узилище плача, друг слез, делатель памяти о смерти, живописатель вечного мучения, любоиспытатель грядущего суда, споспешник спасительной печали, враг дерзости, безмолвия супруг, противник любоучительства, причащение разума, творец видений, непримет­ное преуспеяние, сокровенное восхождение.

4.  Познавший свои прегрешения имеет силу и над языком своим; а многоглаголивый еще не познал себя, как должно.

5.   Любитель молчания приближается к Богу, и тайно с Ним беседуя, просвещается от Него.

6.  Молчание Иисусово постыдило Пилата; и безмолвие уст благочестивого мужа упраздняет тщеславие.

7.  Петр апостол изрек слово, и потом плакася горько, забыв изречение Псалмопевца: рех сохраню пути моя, еже не согрешати ми языком моим (Пс. 38,1); и слово другого мудрого мужа: "Лучше пасть с высоты на землю, нежели от языка" (Сирах. 20,18).

8.  Но не хочу много писать о сем, хотя коварство страстей и побуждает меня к тому. Впрочем скажу, что я узнал неког­да от одного человека, который беседовал со мною о молча­нии уст. "Многоглаголание, сказал он, рождается непремен­но от которой-нибудь из сих причин: или от худой и невоз­держанной жизни и привычки, (ибо язык, будучи естествен­ным членом сего тела, чему научится, того по навыку и тре­бует); или, что наиболее бывает в подвизающихся, от тще­славия, а иногда и от многоядения. Посему часто бывает, что многие, с некоторым насилием и изнеможением укрощая чре­во, обуздывают вместе и язык и многословие.

9.  Кто возымел попечение об исходе из сей жизни, тот пресек многословие; и кто приобрел плач души, тот отвраща­ется многоглаголания, как огня.

10.  Возлюбивший безмолвие затворил уста свои; а кто любит выходить из келии, тот бывает изгоняем из нее страстию многоглаголания.

11.  Познавший благоухание огня, сходящего свыше, бега­ет многолюдных собраний, как пчела — дыма. Ибо как дым отгоняет пчелу, так и сему нетерпимо многолюдство.

12.  Не многие могут удержать воду без плотины; и еще менее таких, которые могут удерживать уста невоздержаные.

На одиннадцатой ступени одержавший победу одним ударом отсек множество зол.


СЛОВО 10. О злословии и клевете СЛОВО 11. О многоглаголании и молчании СЛОВО 12. О лжи