Церковное братство — это община верующих во Христа людей, объединенных общей жизнью на конкретной исторической земле вокруг православного Храма.
Не всякий церковный приход являет собой братство. Каждый настоятель знает — есть ли у него братство или нет. Причин отсутствия такого сообщества может быть много: это и плохие организаторские способности настоятеля, это и его же неблагочестие, равнодушие и т. д.
Организация братства требует идеи. Идея должна отвечать на вопрос — зачем этим людям на этой земле сегодня надо жить вместе во Христе.
Идея — это облагодатствованный в Боге «детский» (очищенный) порыв одного или нескольких верующих во Христа людей. Идея — есть деятельностное выражение духовного опыта. Это есть квинтэссенция личного духа. Идея обязательно включает:
историю и сегодняшнее состояние той земли, на которой живет или будет жить братство (требование региональности);духовную цель, которая соответствует религиозной мистике этой земли. Духовная цель обращена, спроецирована в вечность (скажем для Тверского края это идея Преображения);
живое церковное предание как всей полноты Церкви, так и предания в его узко-региональном смысле, (предание Тверского края и, скажем, конкретно Корчевского уезда.)
Современное церковное братство может быть по преимуществу детско-взрослой общностью. И взрослым и детям жить в братстве должно быть весело, интересно и радостно.
В своей внебогослужебной жизни братство может заниматься самыми разными делами, разными занятиями, разным трудом. По всей видимости братство не должно противопоставляться городским или сельским социальным структурам.
Идея братства не должна быть реставрационной, т. е. пытающейся воссоздать некую прошлую, якобы идиллическую церковную ситуацию. Но эта идея не должна быть сугубо прагматичной и клубной, т. е. отрицающей церковное предание и реальный исторический контекст.
Последние 70 лет советской власти должны быть осмыслены как совсем непотерянные, как наши. Они должны быть самым реальным образом включены и осмыслены и в историческом и в дидактическом смыслах. Под последним мы имеем в виду так называемую советскую педагогику, которая должна быть изучена, переосмыслена и вовлечена, в частности, в своих методических разработках. Все существующие формы внеклассной работы — клубная, кружковая и секционная — должны быть продолжены и освоены в церковном братстве как имеющие право на жизнь. В этом смысле ничего как бы вообще менять не надо. Надо лишь вдохнуть жизнь в этот омертвелый безблагодный скелет.
Для взрослых — литургическая жизнь должна быть центром их общинной жизни. Для детей — литургическая жизнь — это радостное дополнение к интересной игровой и предметной деятельности в братстве.
Ребенок лишь спустя много лет способен оценить и понять смысл и глубину вхождения в литургическую жизнь Церкви.
Дети, для которых литургическая жизнь есть как бы главное, являются исключением.
Библейская детская группа не может быть единицей братства. Такой единицей может быть: спортивная секция, хоровой коллектив, художественная студия и т. п.НРАВСТВЕННАЯ ИДЕЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА ЛИЧНЫЙ ОПЫТ ПСИХОЛОГА | ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПРАВОСЛАВНОГО БРАТСТВАВ МАЛОМ РОССИЙСКОМ ГОРОДЕ | ЛИЧНЫЙ ПУТЬ К БОГУ |