На главную
страницу

Учебные Материалы >> Священное Писание Ветхого Завета.

Епископ Виссарион (Нечаев). Толкование на паремии из книги Бытия

Глава: XVII. Паремия, положенная на вечерне во вторник четвертой седмицы Великого поста (Быт 9, 8-17).

В сей паремии повествуется о завете Бога с Ноем и о знамении завета.

 

Гл. 9. ст. 8, 9, 10 и 11. Рече Бог Ноеви и сыном его с ним, глаголя: се, Аз поставляю завет Мой вам, и семени вашему по вас, и всякой души живущей с вами от птиц и от скот и всем зверем земным, елика с вами (суть) от всех изшедших из ковчега: и поставлю завет Мой с вами: и не умрет всяка плоть ктому от воды потопныя, и ктому не будет потоп водный, еже истлити всю землю.

Господь не только дает обещание вперед не опустошать земли всеобщим потопом, но еще во свидетельство Своего неизреченного милосердия к людям, вступает с ними, в лице Ноя и его сыновей, в завет. Завет значит союз, осно­ванный на взаимных обязательствах вступающих в союз сторон. Вступая в завет со всеми людьми, в лице Ноя и его сыновей, Господь Бог, Существо ни от кого не зависящее, всесвободное, над всем, что вне Его, владычествующее, принимает на себя торжественное обязательство испол­нить данное им обещание не возобновлять всемирного потопа, и требует от них только веры в истину этого обе­щания. В завет с собою Господь вводит вместе с людьми и животных не потому, чтобы и они к чему-нибудь могли быть обязаны заветом, но единственно по любви к челове­ку. Как во Гневе Своем на человека Он казнил потопом вместе с ним подчиненную ему тварь, как и по милости Своей к человеку Он обязуется не губить всеобщим пото­пом существ, покоренных под власть Его.

 

12. 13. И рече Господь Бог Ноеви: сие знамение завета, еже Аз даю между Мною и вами, и между всякою душею живою, яже есть с вами, в роды вечныя: дугу Мою полагаю во облаце, и будет в знамение завета (вечнаго) между Мною и землею.

Дуга во облаце, или радуга, происходит от преломления лучей света в дождевых каплях, при чем свет разлагается на семь цветов, как и при прохождении чрез стеклянную призму. Судя по такому происхождению радуги, должно полагать, что это метеорологическое явление видимо было и до потопа, ибо трудно допустить, чтобы до потопа радуга была только естественным признаком и последствием дождя, теперь же Господь обращает ее также в знамение Своего благоволения к людям. В продолжение потопа небо повсюду покрыто было сплошными облаками, совершенно закрывавшими свет солнечный, и потому люди целый год не видели радуги. После же потопа никогда не будет столь продолжительного мрака. Будут покрывать небо темные облака, лить сильные дожди, особенно в жарких странах: но это не должно тревожить обитателей земли, они не должны опасаться возобновления всемирного потопа. В радуге они должны видеть успокоительный признак. Она должна напоминать им не только о гневе Божием, как сопутствующая дождю, от которого был потоп, но вместео милости Божией, как произведение солнечного света, величественное и радующее взоры. —Дугу Мою. Господь называет радугу Своею, потому что красота ее преимуще­ственно свидетельствует о величии Его, как Художника мира, и невольно располагает зрителя к прославлению Его. «Взгляни на радугу,— говорит сын Сирахов,—и прославь Творца ее. Как она прекрасна в цветном сиянии своем! Своим величественным кругом обнимает она небо; рука Всевышнего распростерла ее» (Сир 43, 12 - 13).

 

14.15.16.17. И будет егда наведу облаки на землю, явится дуга Моя во облаце: и помяну завет Мой, иже есть между Мною и вами, и между всякою душею живущею во всякой плоти, и не будет ктому вода в потоп, яко потребити всяку плоть. И будет дуга Моя во облаце: и узрю ю, еже помянути завет между Мною и землею, и между всякою душею живущею во всякой плоти, яже есть на земли. И рече Бог Ноеви: сие знамение завета, егоже положих между Мною и между всякою плотию, яже есть на земли.

И помяну завет Мой. И узрю ю (радугу), еже помянути завет. Бог, как существо неизменямое и всеведущее, ниче­го не может забывать, следственно и вспоминать Ему не­свойственно. Если же сам Бог говорит о себе: помяну завет, то это человекообразное выражение должно понимать в том смысле, что Бог каждый раз, как явится радуга, будет взирать на нее, как на знамение Своего непреложного обе­тования не опустошать земли всеобщим потопом, и потому люди, имея пред глазами то же знамение, должны почитать себя безопасными для всеобщего потопа. Таким образом радуга есть красноречивый проповедник милосердия и долготерпения Божия, и в этом отношении имеет великое значение в истории домостроительства спасения челове­ческого. Истинный Бог, по слову ап. Павла, «попустил

всем народам ходить своими путями, хотя и не переставал свидетельствовать о себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносныя» (Деян 14, 16 - 17). Люди не уразумели этого свидетельства и за исключением избранного племени позабыли истинного Бога, своего бла­годетеля, и впали в идолопоклонство и нечестие. Большая часть человеческого рода находилась в этом состоянии до явления в мир Искупителя и походила на блудного сына Евангельской притчи, своевольно удалившегося из дома отеческого и на чужой стране расточившего доставшееся ему имущество и пришедшего в крайнюю нищету. Но как сын блудный самою этою нищетою приведен был к раская­нию, и раскаянием возвращен к отцу своему, так и язычни­ки, забывшие истинного Бога, сознали наконец свою ду­ховную нищету и сим сознанием приведены были к вере во Христа Искупителя. — В этом и состояла, главным образом, цель долготерпения Божия, возвещаемого раду­гой. Но и в новозаветные времена радуга, продолжая сви­детельствовать о долготерпении Господа к людям, забыва­ющим Его даже в недрах христианства, побуждает их к покаянию. Всемирный потоп, по непреложному Божию обетованию, не повторится, как бы тяжко люди не грешили: но это не значит, что люди безнаказанно могут грешить. Чем больше долготерпит им Господь, тем хуже для прене­брегающих долготерпением Божиим: «они сами себе соби­рают гнев на день гнева и откровения праведного суда Бога, Который воздаст некогда каждому по делам его» (Рим 2, 5 - 6) и нераскаянных грешников накажет не водою, а огнем. Таким образом, радуга, возвещая о долготерпении Божием, вместе с тем проповедует о покаянии.XVIII. Паремия, положенная на вечерне в среду четвертой седмицы Великого поста (Быт 9, 18-29; Ю, 1).

В сей паремии предлагается повествование о пророче­стве Ноя относительно судьбы его потомства с предвари­тельным описанием случая к произнесению сего пророче­ства.

 

Быт. гл. 9· ст. 18. Быша сынове Ноевы изшедшии из ковчега, Сим, Хам, Иафет: Хам же бяше отец Ханаань.

Приступая к описанию происшествия, по поводу кото­рого произнесено Ноем пророчество о судьбе его потомков, бытописатель называет троих сыновей Ноя, потому что пророчество это к ним обращено. Но особенное внимание бытописатель обращает на сына Ноева Хама, и на Ханаана, младшего из четверых сыновей Хама (Быт 10, 6). Это потому, что Хам принимал особенное участие в происше­ствии, описание которого следует, а Ханаан, как родона­чальник племен, обреченных Богом на истребление и на порабощение евреями, заслуживал преимущественного внимания читателей — евреев.

 

19. Трие сии суть сынове Ноевы: от сих разсеяшася {люди) по всей земли.

Кроме троих названных сыновей были ли у Ноя другие, неизвестно. Если и были, они не оставили потомства, и род человеческий после потопа расплодился только от Сима, Хама и Иафета; других родоначальников после потопа не было, как и до потопа не было других родоначальников человечества, кроме Адама.

 

20. И начат Ное человек делатель (быти) земли, и насади виноград.

И начат Ное человек делатель быти земли: начал возделывать землю. Земледелие было и до потопа. Еще в раю человек должен был возделывать землю (Быт 2, 15). По изгнании из рая человек осужден на тяжкие земледель­ческие труды (Быт 3, 18). Каин был земделельцем (4, 2). После потопа трудности земледелия увеличились от того, что земля пропитана была соленой морской влагой, изрыта водой, покрыта наносными камнями и во многих местах обнажена от почвы. Нужда делает человека изобретатель­ным. Полагают, что Ной изобрел земледельческий плуг и первый приспособил к земледельческим работам волов, тогда как прежде человек возделывал землю заступом. — И насади виноград Вероятно и до Ноя люди питались виноградными ягодами, но виноградные деревья росли только в диком состоянии. Ной первый стал воспитывать их искусственным образом, в саду, и улучшать их естест­венные достоинства особенным уходом за ними, например очищением лишних побегов, прививанием и т. п. Он же первый сделал опыт приготовления вина из виноградного сока.

 

21. И испи от вина, и упися, и обнажися в дому своем (в шатре своем).

Ной, доселе не испытавший силы вина, не знал, какое действие оно может произвести на него, и потому выпил его больше, чем сколько следовало для укрепления сил и для невинного удовольствия. Вопреки ожиданию, вино произвело на Ноя опьяняющее и усыпляющее действия. Во время сна, беспокоимый ощущением внутреннего жара, обыкновенным в состоянии опьянения, Ной непроизволь­но сбросил с себя одежду, в которой лег, и представил неблагообразное зрелище наготы. Это обстоятельство по­служило случаем к обнаружению нравственных свойств в сыновьях его.

 

22.  И виде Хам отец Ханаань наготу отца своего, и изшед вон поведа обема братом своима.

Долг почтения к отцу требовал от сына прикрыть на­готу отца и не разглашать о ней. Хам не исполнил сего долга и разглашением виденного им зрелища хотел, чтобы и братья его вместе с ним осудили отца и поглумились над ним. Вместе с непочтительностью к отцу Хам обнаружил недостаток целомудрия, бесстыдно потешая себя зрели­щем наготы.

 

23.  И вземле Сим и Иафет ризу возложиша (ю) на обе раме свои (на обе спины свои), и идоша вспять зряще, и покрыша наготу отца своего: и лице их вспять зря, и наготы отца своего не видеша.

В противоположность Хаму, старшие братья его пока­зали пример почтительности к отцу и целомудренной скромности. Они прикрыли наготу отца так, что не видели ее, ни когда подходили к нему с одеждой, ни когда назад уходили (Подобное сему выражение почтительности к отцу было обычно у древних римлян У них сыновья, особенно молодые, не ходили в одну баню со своими отцами, чтобы не видеть их наготы (Цицерон  De offic  I , I)).

 

24.  Истрезвися же Ное от вина, и разуме (узнал), елика сотвори ему сын его юнейший.

Как Ной мог узнать о поступке младшего своего сына? Протрезвившись (с евр. проспавшись), он, как только за­метил, что покрыт не своею одеждою, полюбопытствовал, конечно, узнать о причине этого. Истину открыли ему Сим и Иафет, а виноватый едва ли способен был смиренной откровенностью выразить раскаяние в своей вине пред отцом, иначе не повергся бы наказанию, которое вслед за сим описывается.

 

25.   И рече: проклят (буди) Ханаан отрок: раб будет братиям своим.

Проклят буди: да будет отринут Богом, да будет осуж­ден Им, или лишен Его милости. — Раб будет братьям своим: да будет он, в лице потомков своих, в неволе у потомков Сима и Иафета. Слова Ноева проклятия должны быть понимаемы как выражение не личного зложелательства, немыслимого в угоднике Божием (Быт 6, 9), а проро­ческого прозрения в будущее и сочувствия к приговору праведного суда Божия. Ной как бы так говорит: «Ханаану предопределено в будущем унижение и презрение от Бога и людей. И я не жалею об этом. Ханаан и его потомки вполне заслуживают эту немилость Божию. Да совершится же над ними праведный суд Божий». Это пророчество сбылось в свое время на хананеях, бывших в порабощении у евреев, потомков Сима, и у македонян и римлян, проис­шедших от Иафета. Если проклятие произнесено не против Хама, вина которого описана выше, а против сына его Ханаана, это не значит, что сам Хам устраняется от нака­зания; напротив — он наказывается в лице сына с его потомками: наказание самое чувствительное для отца и родоначальника. Что Ханаан и его потомки заслужили наказание, и должны понести его не за чужую вину, это подтверждается преданием у евреев об участи Ханаана в грехе отца и историческими свидетельствами о крайнем нечестии хананеев, которое они наследовали от предков своих. — На остальных троих сыновей Хама проклятие не произнесено, но не произнесено также и благословение, какое дано Симу и Иафету с их потомками. Можно пред­положить, что, явно проклиная одного сына Хамова, Ной имел в виду и прочих его сыновей и не назвал их только потому, что судьба их потомков будет менее тяжела. И история свидетельствует о бедственном положении не только хананеев, обитавших в Палестине, в Сирии, в Фи­никии и в колониях (наприм. в Карфагене, Финикийской колонии), и везде или совсем истребленных, или порабо­щенных, но и народов, происшедших от других сыновей Хама. Например, негры, потомки старшего сына Хамова Хуса, до последнего времени вывозимы были из Африки в огромном количестве североамериканскими и английски­ми промышленниками на продажу американским планта­торам, и состояли у них под игом тягчайшей неволи и бесчеловечного обращения. Но еще поразительнее духов­ное унижение этого племени, дошедшее до того, что мно­гие перестали считать их за людей и отнесли к породе обезьян. Нельзя не видеть в этом следов проклятия, падше­го на Хамово потомство. Одно Евангелие может снять с него это проклятие. Ибо во Христе Иисусе все народы призваны ко спасению, не исключая отверженных Богом племен (Пс 67, 32. Ис 9, 24 - 25). Жена хананейская, испро­сившая у Господа Иисуса исцеление своей бесноватой до­чери и Им одобренная за великую веру (Мф 15, 28), есть начаток Церкви из племени Хамова.

 

26. И рече (Ной): благословен Господь Бог Симов: и будет Ханаан отрок раб ему.

Благословен Бог Симов. Ной, провидя благодеяния Божии потомству Симову, которое одно, в лице евреев, будет избрано Богом из среды всего человеческого рода для сохранения истинного богопочтения, из которого про­изойдет по плоти Спаситель всех человеков, Господь Иисус Христос, — Ной исполняется благоговейной благодарнос­ти Богу за сии милости и, благословляя Его, именует Его Богом Симовым в том смысле, что Он только в среде Симова племени будет чтим, как единый истинный Бог и будет особенно близок к чтителям Своим. — И будет Ханаан отрок раб ему: пророческое указание на невольни­ческие или вассальные отношения к израильтянам, потом­кам Сима, той части хананейского племени, которая не истреблена, а только порабощена израильтянами в Палес­тине (Нав 9, 3 - 23. Суд 1, 30, 33, 35. 2 Пар 8, 7 - 8).

 

27. Да распространит Бог Иафета, и да вселится в селениях Симовых, и да будет Ханаан раб ему.

Да распространит Бог Иафета: да дарует Иафету многочисленное потомство, так чтобы большая часть зем­ного шара заселена была этим потомством и была в его власти. Исполнение этого пророчества и благословения Ноева видим преимущественно на той части потомства Иафетова, которая заселила Европу. Европейцы не пере­стают доселе распространять во все страны света свои поселения, торговлю, власть, веру, нравы. —И да вселится (Иафет) в селениих Симовых Речь идет не столько о том, что потомки Иафета, как завоеватели, завладеют местами обитания Симова племени, сколько о том, что первые всту­пят в духовное общение с последними, войдут в состав Церкви, сохраненной в потомстве Сима, и примут участие в наследии духовных благ, уготованных верующим в Ии­суса Христа. Ибо Иисус Христос открыл вход в Свое цар­ство не только израильтянам, произошедшим от Сима, но и язычникам, к которым принадлежали потомки Иафета; те и другие призваны составить единое стадо под духовной властью единого Пастыря. Пророчество о водворении Иа­фета в селениях Симовых потому неудобно относить к одному внешнего господству потомства Иафетова над Си­мовым, что этим ослаблялось бы значение благословения, данного Симу. Напротив, разуметь это пророчество в ду­ховном смысле, именно в том, что побежденные потомками Иафета потомки Сима покорят победителей своей духов­ной власти, что апостолы Христовы, все принадлежавшие к Симову племени, привлекут в Церковь Христову греков и римлян, — словом — разуметь рассматриваемое проро­чество о духовном союзе потомков Сима и Иафета тем естественнее, что такое разумение соответствует тому братскому единодушию, с каким оба эти брата поступили в отношении к обнаженному отцу своему. — И да будет Ханаан раб ему (Иафету). Это сбылось, когда македоняне и римляне покорили Сирию и Палестину, Тир и Сидон с их поселениями в других странах.

 

28. 29. Поживе же Ное по потопе лет триста пятьдесят. И быша вси дние Ноевы лет девятьсот пятьдесят: и умре.

Примеры подобного долголетия уже не встречаются после потопа. Господу угодно было продлить жизнь Ноя на столь долгое время до потопа для сохранения чрез него древних благочестивых преданий и божественных откро­вений и для передачи их в целости, чрез устные рассказы, грядущим родам. Что мог он сам слышать до потопа от Малелеила, который помнил Адама, то же мог слышать от него после потопа Сала, отец Евера, от которого получил название избранный народ.

 

Гл. 10. ст. 1. Сия же (суть) бытия (родословия) сынов Ноевых, Сима, Хама, Иафета. И родишася им сынове по потопе.

Сей стих, которым оканчивается паремия, составляет заглавие следующего за тем подробного родословного списка ближайших потомков Ноя от трех его сыновей. В составе Моисеева повествования это родословие имеет то значение, что пролагает путь к разумению пророчества Ноева в соображении с его исполнением, и постепенно вводит бытописателя в историю народа Божия. По сей последней причине родословие оканчивается членами Си-мова потомства, к которому принадлежит народ Божий (Быт 10, 2-31).

XVI. Паремия, положенная на вечерне в понедельник четвертой седмицы Великого поста (Быт 8, 21 и 22; 9,1-7). XVII. Паремия, положенная на вечерне во вторник четвертой седмицы Великого поста (Быт 9, 8-17). XIX. Паремия, положенная на вечерне в четверток четвертой седмицы Великого поста (Быт 10, 32; И, 1-9).