На главную
страницу

Учебные Материалы >> Литургика.

Михаил Скабалланович. Толковый Типикон

Глава: КОНЕЧНЫЕ ЕКТЕНИИ УТРЕНИ

Сугубая ектения на утрене

Конец утрени имеет такой же состав, как и вечерни, но это вполне толь­ко на будничной утрене по сравнению с такой же вечерней. Конец же празд­ничной, следовательно и воскресной, утрени отличается от конца такой же вечерни тем, что ектения сугубая и просительная здесь не разделяются ни­чем, а следуют непосредственно одна за другою, благодаря чему сливаются в одну большую и величественную молитву, причем вторая дополняет пер­вую, подробно испрашивая у Бога все, что нужно лицам, за коих молится су­губая ектения. Так как это вторичные на бдении ектении, то сугубая сокра­щается опущением первых двух прошений, заключающих усиление мысли 3-го (в великой и просительной ектениях, тоже повторяющихся на бдении, подобное сокращение невозможно). Подобно великой ектении и в противо­положность менее важной просительной, сугубая никогда, и в данном слу­чае, не меняет своего возгласа.

 

История ее

«Чин» патр. Филофея и нек. груз, памятники (Вступ. гл., 378) не имеют на утрене сугубой ектении, а только просительную. Когда Евангелие чита­лось на утрене после великого славословия, сугубая ектения начиналась «Рцем вси» (ср. ныне в Великую субботу). Старопечатные и нынешн. греч. Евхологии: «Помилуй нас Боже... Еще молимся о братиях наших... Еще мо­лимся о блаженных создателех... Еще молимся о милости, жизни, мире... Яко милостив...». В Моск. Служеб. 1602 г. (= старообр.), Служебнике Пет­ра Могилы, Моск. 1647 и 1658 г. и Иератиконе — как на вечерне, только на­чиная с «Помилуй нас Боже». Иератикон о ктиторах + «блаженных».

 

Произнесение ее

Сугубую ектению на утрене Типикон назначает произносить иерею или диакону (Служебник: диакон или иерей) — первое, должно быть, при отсут­ствии диакона.

 

По старым уставам

Рукописные уставы и старообрядческий — глухо. «Чин патр. Фило­фея» и Служ. П. Могилы — диакон. Греч. печ. Евхологии и Моск. Служеб­ник 1658 г.: «диакон, если случится».

 

Просительная ектения на утрене

Возглас просительной ектении на утрене уже не тот, что на вечерне, как и вообще просительная ектения всегда употребляется с новым возгласом. Возглас ее на утрене: «Яко Бог милости, щедрот и человеколюбия еси» за­ключает ту же мысль, что и вечерний («Яко Благ и Человеколюбец»), но в усиленной степени, и близок к возгласу сугубой ектении. После себя проси­тельная ектения и здесь, как и всегда — на вечерне и литургии, — имеет преподание мира и главопреклонение с тайной священнической «молитвою главопреклонения», отличной от таковой же на вечерне и литургии и за­ключающей в себе прошение о прощении грехов вольных и невольных и о даровании мирных и премирных благ (большее, чем на вечерне, где — о со­хранении от греха, диавола и плохих мыслей). Возглас этой молитвы усили­вает до последней степени все усиливаемую прежними возгласами мысль о милости Божией: «Твое бо есть еже миловати и спасати».

 

Историческая справка

На утрене Апостольских Постановлений (IVV в.) просительная екте­ния еще более нынешней приспособлена к утру и помимо этого разнится, хотя незначительно, от вечерней ектении (Вступ. гл., 137) молитва главо­преклонения там совершенно другого содержания, чем нынешняя (137); но во всех ркп. Евхологиях и др. памятниках молитва главопреклонения — ны­нешняя (см. выше, 622)

СЛАВОСЛОВИЕ ВЕЛИКОЕ КОНЕЧНЫЕ ЕКТЕНИИ УТРЕНИ ОТПУСТ