Приступая ко всякому богослужению, священник должен в незабвенной памяти содержать Апостольскую заповедь: «очистим себя от всякия скверны плоти и духа, творяще святыню в страсе Божии» (Кор. 7:1-2) (О долж. пресв, приход. §86).
Особенную осторожность внушается иметь пресвитерам, чтобы они всегда, а тем более при совершении таинств, не были в каком грехе тяжком, смертном, неочищенном покаянием (Там же).
Еще строже внушается остерегаться нетрезвости, когда они совершают таинства, ибо если, в помрачении ума, они опустят что-либо, или изменят в словах и действиях, относящихся к сущности таинства, например, в крещении забудут слова; которыя составляют сущность крещения, то подвергнутся суду Божию и Церкви (Там же §87).
Наибольшую же осторожность должен иметь священник при произнесении слов, относящихся к существу таинства, которые называются материею или формою, чтобы они не были опущены, или изменены в чем при совершении таинства (Там же §88).
При совершении таинства священник должен объяснять значение его тем, для кого или над кем оное совершается (Там же §82).Молитвословия по домам прихожан совершаются с благоговением и тишиною, с чтением и пением внятным, без поспешности и замешательства и без произвольных изменений, или нововведений (Уст. Дух. Конс. ст. 35-36).
Пение при богослужении (в церкви ли, или в приходе) не должно походить на безчинный вопль; но петь должно со вниманием и умилением (Трулъск. соб. пр. 85).
Облачение и другие предметы, необходимые при требоисправлениях должны быть целы, честны и чисты (Требн. П.Могилы о действ. Св. Таин).
Вообще, по чину богослужения Православной церкви, священник облачается в фелонь (ризы), когда на богослужении или священнодействии положено чтение Евангелия (Там же и Типик. гл. 2 служ. 24 декабря, Генв. 5 и др.).
Другия же требоисправления совершаются с возложением одной епитрахили, без которой священник не должен совершать никаких треб (Там же), за исключением исповеди больного в крайнем случае, и при очевидной смертной опасности (Требн. П.Могилы о действ. Св. Таин).
При требоотправлениях в приходе, облачаться нужно в священныя одежды, благословив их (как это положено делать и в храме) и целуя на них изображение креста. А облачившись, доколе еще не начиналась служба (в ожидании, например, кадила и проч.), не следует разговаривать о мирском с домашними, или посторонними, а тем более смеяться, шутить. Но стоять должно молчаливо, в молитвенном положении. Кадило, для накладывания и выбрасывания жара, обыкновенно не дается женскому полу. (Писъм. по пастырск. богосл. протоиер. Евг.Попов. ч. II стр. 101).
При подании святых тайн, должно помнить пресвитеру и то, что святая так строго запрещено продавать, что если бы причащающий потребовал хотя бы «медницу едину», подлежит лишению сана (IV всел. пр. 23), а потому всячески должно остерегаться требовать что либо за совершение таинств, но довольствоваться лишь добровольным даянием (О долж. пресв. приходск. §89).
Священно-церковнослужители не должны вводить в домы прихожан, при духовных требах, своих жен и других посторонних лиц (Инстр. Благочин. ст. 29).
Священнослужители, уличенные в вымогательстве незаконной платы за преподание треб, отрешаются от мест и низводятся в причетники до раскаяния и исправления; а церковнослужители — в первый раз посылаются в монастырь, а во второй исключаются из духовного ведомства (Уст. Духов. Конс. ст. 184).
Священно-церковнослужители, которые, по жалобам прихожан, оказываются виновными в неисправности по совершению богослужения и треб, исправляются монастырским подначальством по мере вины; а в тех случаях, когда жалобы сего рода с ясностию не доказаны, но большая часть прихожан просит удалить от церкви подвергшихся таковым жалобам, они переводятся на другие места, с поручением особому надзору (Там же ст. 191).
Если бы кто из духовенства, во время богослужения, нарушил благочиние (в храме, или во время крестных ходов), то, в более важных случаях, о таковых доносится Святейшему Синоду; именно, когда неприличныя слова, или действия, произвели соблазн, или остановку в богослужении, - и обвиняемый немедленно подвергается суду в консистории, а о воспоследовавшем решении вновь доносится Святейшему Синоду (Уст. Дух. Консист. ст. 37).
Вне церкви, в священном облачении дерзнувший совершать богослужение в нетрезвости и обличенный в сем преступлении, в первый раз - отрешается от места и определяется, с запрещением священнослужения, на причетническую должность, впредь до искреннего раскаяния, исправления и очищения совести пред духовником (Там же ст. 181).
Священник имеет и свои права по наблюдению за порядком и тишиною во время службы Божией; о нарушениях благочиния он доносит своему начальству, или непосредственно, может принести жалобу на нарушителей мировому судье, и, таким образом, отослать их к суду (т. XIV уст. о предупр. и пресеч. прест. ст. 12), но насильственно выводить из церкви, брать под стражу, заключать под арест - это не входит в круг его прав и обязанности, - это дело полиции, и, следовательно, составляет превышение власти, или проступок против должности (Уст. Дух. Консист. изъясн. Ливан. стр. 191).
«Во время пения, по возможности, а в литургию весьма запрещать должен священник, чтобы не разговаривал никто, и об этом должен он говорить тотчас же, заметив указанный безпорядок, не обинуяся и не маня никому, какого б сана высокаго ни был». (Духов. регл. стр. 147).
Священники не должны совершать треб в чужом приходе; все же требы у прихожан исполняются приходскими их священнослужителями. Но если бы представилась необходимость немедленно напутствовать больного таинствами, или безотлагательно крестить младенца при опасении за его жизнь, а местный священник почему-либо не мог прибыть в нужной скорости, в таком случае ни один священник не вправе отказываться от исполнения требы (Инстр. благоч. ст. 41. Уст. Дух. Консист. ст. 97).
ОБЩИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ПРИХОДСКИМ ТРЕБОИСПРАВЛЕННЯМ | МОЛИТВЫ - В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ПО ВНЕГДА РОДИТИ ЖЕНЕ ОТРОЧА И НА НАРЕЧЕНИЕ ИМЕНИ МЛАДЕНЦУ |