На главную
страницу

Учебные Материалы >> Византология.

К.Е. СКУРАТ. История Поместных Православных Церквей

Глава: Духовная жизнь: древнейшие храмы и их святы­ни; монашество; подвижники, мученики

Как одна из древнейших христианских Церквей Грузинская Пра­вославная Церковь богата многими памятниками старины. Таковы:

1. Мцхетский собор, известный под именем «Свети-Цховели» (в переводе  «Живоносный Столп»),—мать грузинских церквей, усыпальница грузинских Католикосов. По свидетельству грузинских хроник,   воспроизводящих  древние   предания,   под  сводами   этого храма хранится священная реликвия — хитон Господень43. Согласно сказаниям грузинских хроник, после разрушения Иерусалима Наву­ходоносором  некая  часть  иудеев  поселилась  в  Грузии,   главным образом в ее столице Мцхете. Тридцать лет спустя, после получения грузинскими евреями известия о рождении Спасителя, первосвящен­ник Анна направил к ним специального уполномоченного, приглашая своих единоверцев прибыть во Святой Град и высказать свое мнение в отношении Иисуса.  Грузинские иудеи послали двух праведных мужей: верховного раввина Елиоса и Лонгина Карснийского. Гру­зинские  путешественники  прибыли  в  Иерусалим  в час  распятия Христа Спасителя, когда распинавшие делили Его ризы и бросали жребий о  Его хитоне.  Божественным Промыслом хитон Иисуса достался  посланцам  из  Грузии.  Елиос,  по  прибытии  в  Грузию, передал хитон своей сестре — благочестивой девице Сидонии, кото­рая, заключив его в свои объятия, тут же скончалась, пораженная известием о распятии Спасителя и присутствии на этом злодеянии своего брата вопреки завещанию матери. Елиос усердно помолился Богу,  и земля поглотила умершую вместе с  хитоном.  Над этим местом, глубоко почитаемым первыми христианами, выросло кипарисовое дерево. После провозглашения христианства в Грузии религией государственной (326) святой Мириан — еще в годы жизни просветительницы Грузии святой Нины — приказал срезать это дерево и построить здесь храм «Свети-Цховели». Часть кипа­риса применили для строительства храма, а из оставшейся части сделали кресты. Один из таких крестов и поныне бережно хранится в Мцхетском соборе.

Мцхетский собор испытал на себе всю печальную историю много­страдальной Грузии. После нашествия на Грузию Тамерлана собор был обращен в груду развалин, но в XV веке восстановлен по старому плану грузинским царем Александром. В настоящий вид собор приве­ден в XVIII столетии при царе-историке Вахтанге V. В последнее время проводились, в основном, реставрационные работы.

Согласно положению Грузинской Православной Церкви, интро­низация Католикоса-Патриарха совершается только в соборе «Све­ти-Цховели».

2. Сионский собор в Тбилиси во имя Успения Божией Матери. Свое название он получил от Иерусалимского Сиона — горы, на которой ветхозаветный патриарх Авраам видел день искупления всего человечества Христом Спасителем44. Его основание было заложено еще в V веке, при царе Вахтанге I, но строительство было окончено лишь в первой половине VII века45.

Этот собор, как и Мцхетский, являет собой несокрушимую скрижаль Православия грузинского народа. С древних пор и поныне Сионский собор является кафедральным собором Грузинского Пред­стоятеля.

Среди святынь собора наибольшей известностью пользуется крест святой Нины, сделанный из ветвей виноградной лозы и свя­занный волосами просветительницы Грузии.

* * *

Распространителями монашества в Грузии явились 13 сирийских подвижников во главе с преподобным Иоанном Зедазнийским, присланных сюда в VI веке из Антиохии преподобным Симеоном Столпником (596). Святые отцы (память 7 мая), обходя с еван­гельским  словом   Грузию,   поселялись   в   глухих  местах,   которые и становились очагами монашества. Основанные ими обители на протяжении многих веков истории Грузинской Церкви были учили­щами веры и благочестия, рассадниками духовного просвещения. «В них приготовлялось прежде все духовенство для занятия высших духовных мест; в них цари и их вельможи находили покой и мир для себя во время разных неурядиц и государственных переворотов, и даже не раз под мирным покровом святых отцов слагали с себя короны, порфиры цари и царицы и облекались в смиренные одежды иноков, исполняя все монастырские послушания наравне с прочими иноками. В них грузинские Католикосы находили для себя мирный покой и проводили не раз остатки своей жизни. В этих обителях собиралось все то, чем Грузинская Церковь могла гордиться своей церковностью». Из этих «обителей выходили впоследствии строгие проповедники слова Божия, грозные разрушители огнищ Зороастра и непобедимые противники ислама, мечтающего подавить своей силой Грузию, в частности, и христианство вообще. Говоря одним словом, сирийские отцы были для новопросвещенных христиан Грузии тем же, чем была святая Нина для языческой Грузии»46.

Из древнейших монастырей Грузии необходимо упомянуть: Бодбийский монастырь святой Нины (около 90 км от Тбилиси) — существует с IV столетия; Давид-Гареджийский (около 60 км от Тбилиси) и Шио-Мгвимский  —с VI века. Два последних монасты­ря основаны учениками преподобного Иоанна Зедазнийского и на­званы их именами. В этих обителях иноки жили как отшельники — каждый в вырубленной самим пещере в горах. Кватахебский монастырь —существует с X столетия.

С 980 года, когда преподобный Иоанн Ивер испросил у византий­ского императора небольшую обитель Климента на морском берегу, и по сей день на Святой Горе Афон действует Иверский монастырь, устроенный грузинами и составляющий неотъемлемое достояние гру­зин. Со времени основания и до конца XVII столетия в нем подвиза­лись в основном иноки-грузины. Но после указанного времени приток грузин в Иверскую обитель уменьшился и ее заполнили греки. Однако и в следующем, XVIII веке, когда монастырь фактически уже стал  греческим, в нем продолжали сохраняться грузинские традиции, а во главе его ставились игумены-грузины. Только в начале XIX столетия греки, стремящиеся утвердить на Афоне свою гегемонию, полностью завладели Иверской обителью.

Среди игуменов данной обители особой известностью пользуются Георгий II (1051 -1066) и Георгий III (1066 -1072). Георгий II пе­ревел с греческого языка на грузинский Священное Писание Ветхого и Нового Заветов, ряд церковно-богослужебных книг и святоотече­ских творений. Георгий III перевел Устав святого Саввы и отдельные святоотеческие творения.

До 1500 года в Иверской обители действовал киновийный образ жизни, затем было введено в ней идиоритмное житие.

Подвизавшиеся на Святой Горе иноки-грузины были удостоены явления иконы Божией Матери, названной по имени обители Иверской, а по месту нахождения ее над монастырскими воротами Вратарницей (Портаитиссой). С этой чудотворной иконы была снята копия и в 1648 году принесена в Москву.

* * *

Как одна из древнейших Поместных Церквей, своим началом восходящая к апостольским временам, Грузинская Православная Церковь выставила из своей среды немало святых, особо почитаемых грузинским православным народом.

Кроме упоминавшихся святой равноапостольной Нины, сирий­ских подвижников и др., Грузинская Православная Церковь внесла в свои диптихи ряд иных святых.

Так, 13 мая вместе с Русской Церковью, она возносит хвалу преподобному Евфимию Иверскому ( 1028) —сыну преподобного Иоанна Ивера и его преемнику в управлении грузинской обителью на Афоне. 19 ноября вспоминается преподобный Иларион Чудотво­рец (882) —подвижник монастыря преподобного Давида Гареджийского; 5 октября — преподобный Григорий, настоятель Хандзойской обители ( 961) и др. Но более иных святых Грузинская Православная Церковь имеет мучеников. В VIII веке мученический венец принял Иверский царь Арчил. Это был мудрый правитель, заботившийся о том, чтобы его подданные жили в мире и благополучии. Когда арабы напали на Грузию, он смело направился к их предводителю с надеждой отвратить грозившую народу опасность. Мусульмане встретили его приветливо, но потребовали отречения от Христа Спасителя, на что получили решительный отказ. Видя его твердость в вере, они отрубили ему голову (память 21 июня).

Грузины не только сами были непреклонны в Православии, но и инославных озаряли светом своей веры. Так, в VIII веке христи­анство принял юноша-мусульманин Або, переселившийся из Багдада в Карталинию. Он проводил жизнь в строгом посте и непрестанной молитве. Сначала арабы пытались уговорить его вернуться в преж­нюю веру, но, увидев бесполезность своих усилий, заключили его в темницу и казнили через усекновение главы. Тело святого было сожжено, а пепел брошен в реку Куру (память 8 января).

Тысячами принимали мученический венец, не поддаваясь ни уговорам, ни угрозам, православные грузины во время набегов на Грузию персидских вождей, ставших особенно частыми и страшными в XVII и XVIII веках.

Из мучеников того времени следует упомянуть весьма почитае­мую православными грузинами царицу Кетевань. Когда над Гру­зией   нависла   опасность   со   стороны   полчищ   персидского   шаха Аббаса,  царица Кетевань, жертвуя своей жизнью ради спасения многих тысяч своих подданных, отправилась к шаху, чтобы защитить перед ним свой народ. Шах, преследуя свои коварные цели, сначала принял ее с почестями, но тут же потребовал в заложники ее внуков — Леона и Александра — сыновей царя Теймураза. Когда требова­ние   было   исполнено,   шах   казнил   внуков,   а   царицу   заключил в темницу. После неудачной попытки со стороны шаха обольстить ее, она также была замучена—на ее голову надели раскаленный котел (3 сентября 1624 г.).

Святые мощи царицы были тайно увезены на Запад латинскими монахами  Августинского  ордена.  Часть  святых  мощей  еще   при жизни царя Теймураза была возвращена в Грузию и положена под престолом в кафедральном Алавердском Георгиевском соборе.

Из мучеников (хотя и не причисленных к лику святых) послед­него времени православные грузины с любовью вспоминают видного грузинского богослова архимандрита Григория Перадзе. Он родился в 1899 году в семье священника в Тифлисе, где закончил Духовную Семинарию и некоторое время обучался в местном университете на философском факультете. В 1921 году решением Собора Грузинской Православной Церкви он был направлен для продолжения образо­вания на Богословский факультет Берлинского университета. В 1925 году он перешел на философский факультет Боннского университета. Тогда же за труд «Начало монашества в Грузии» был удостоен ученой степени доктора философии. В последующие годы он занимался изучением древнейших рукописей святых отцов и цер­ковных писателей в библиотеках Британского музея и Оксфордского университета. Затем был доцентом в Боннском университете, где читал лекции по древней грузинской и армянской литературе. В 1931 году принял монашество и сан священника. В течение недолгого времени читал лекции в Оксфорде по истории Грузинской Церкви и по грузинской патристике, а в 1932 году перешел на преподавательскую работу на Православный Богословский факуль­тет Варшавского университета.

Отец Григорий проводил свою жизнь в ученых занятиях и мо­литве. Невзирая на то, что находился вдали от Родины, помнил ее и любил. Посетив в 1936 году Святую Землю, он искал там монастыри, принадлежавшие когда-то Грузинской Церкви, разбирал древние грузинские рукописи, высказал предположение, что именно в Иерусалиме находится гробница грузинской царицы святой Тама­ры. В беседе с Иерусалимским Патриархом Тимофеем отец Григо­рий говорил о давних исторических связях Иерусалимской и Грузин­ской Православных Церквей.

Во время Второй мировой войны отец Григорий был заключен в лагерь Освенцим, где погиб в газовой камере. На мученическую кончину он пошел добровольно, вместо одного многодетного заключенного. Последний остался жив, после войны явился к бывшему Митрополиту всея Польши Дионисию, передал ему наперсный крест погибшего и сообщил о его последних днях.

Католикосы-Патриархи    после   восстановления автокефалии Духовная жизнь: древнейшие храмы и их святы­ни; монашество; подвижники, мученики Современное положение Грузинской Право­славной Церкви: высшая церковная власть; приход­ское управление; обязанности священника; духовное просвещение и богослужение; пастырское служение среди заключенных; борьба за мир; экуменическая деятельность; Грузинская Православная Церковь и Всеправославные Совещания