На главную
страницу

Учебные Материалы >> Сектоведение.

Священник Игорь Ефимов. СОВРЕМЕННОЕ ХАРИЗМАТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ СЕКТАНТСТВА.

Глава: Глава III СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПЯТИДЕСЯТНИЧЕСТВА. 1. Объединение "сверху" пятидесятников (ХЕВ, ХВЕ, ЕХДА) с Евангельскими Христианами-Баптистами (ЕХБ)

В настоящее время существуют две большие группы общин пятидесятников — так называемые зарегистри­рованные и незарегистрированные. Может возникнуть вопрос, почему сейчас, когда всем сектам предоставле­на полная религиозная свобода, есть еще незарегистри­рованные объединения? И почему весьма многочислен­ные общины пятидесятников не спешат зарегистриро­ваться в Министерстве юстиции и получить все пре­имущества юридического лица. Чтобы разобраться в этом, совершим небольшой экскурс в бурную послево­енную историю пятидесятнических сект.

 

1. Объединение "сверху" пятидесятников (ХЕВ, ХВЕ, ЕХДА) с Евангельскими Христианами-Баптистами (ЕХБ)

Предвоенные годы были тяжким испытанием для всех верующих нашей страны. В годы Великой Отечествен­ной войны советское атеистическое правительство не­сколько ослабило свою жесткую опеку над религиоз­ной жизнью народа. Тогда же и заметно оживилась деятельность различных сектантских течений, чему спо­собствовала весьма гибкая политика немцев на окку­пированных территориях.

В 1942 году в оккупированных украинских городах Александрии и Пятихатках пятидесятникам разрешили собирать своих приверженцев на съезды, где было при­нято решение о введении духовнопоучительных и вос­питательных бесед в общинах295. Местные пресвитеры были обязаны активизировать свою деятельность. Со­бор в Пятихатках констатировал, что на Украине дей­ствуют около 200 общин Христиан Веры Евангельской воронаевского толка, общей численностью около 5000 человек2'6. Спустя год создано еще 152 общины, а об­щее число пятидесятников-воронаевцев перевалило за 6 тысяч человек297.

С изгнанием оккупантов власти вновь запрещают де­ятельность этих сект. Но не это было причиной отказа им в регистрации.

В своей речи на Первом Всесоюзном съезде пятиде­сятников Р.Билас сказал: "В конце войны были вос­становлены союзы баптистов (имелись в виду регио­нальные союзы. — И.Е.), а евангельским христианам и пятидесятникам не было разрешено восстановить свой союз"298.

В 1944 году баптисты и евангельские христиане объ­единяются в союз, получивший название Церковь Еван­гельских Христиан-Баптистов (ЦЕХБ), во главе союза стоял Всесоюзный Совет ЕХБ (ВСЕХБ). Не без давле­ния извне пошли на объединение баптисты и еван­гельские христиане, но, впрочем, и без серьезного внутреннего сопротивления. В вероучениях этих двух направлений протестантизма практически не существо­вало разногласий. Различными были только пути их проникновения и распространения в России.

Совет по делам Русской Православной Церкви (впос­ледствии — Совет по делам религий при Совете Ми­нистров СССР) предложил вступить в это религиозное новообразование пятидесятникам. Но объединение пя­тидесятников, пусть и с родственными течениями про­тестантизма: баптистами и евангельскими христианами, — представлялось весьма проблематичным, поскольку их вероучения по целому ряду положений были прямо

противоположными и теоретически не допускали ка­ких-либо компромиссов как со стороны пятидесятни­ков, так и со стороны евангельских христиан-бапти­стов. И только угроза закрытия молитвенных домов заставила многих из лидеров ЕХБ дать свое устное за­верение о согласии на объединение. Иначе обстояло дело с пятидесятниками, поскольку у них практически нечего было отбирать, ибо молитвенных домов госу­дарство им не предоставляло. Они были предупрежде­ны, что за несанкционированные "Постановлением о религиозных культах" религиозные собрания к ним бу­дут применены крайние меры. Это было недвусмыс­ленным намеком на различные сроки тюремного за­ключения.

Многие общины отказывались от объединения с еван­гельскими христианами-баптистами, настаивая на сво­ем праве создавать самостоятельный союз, однако их неоднократные обращения в различные государствен­ные инстанции наталкивались на решительный отказ. А вскоре последовали карательные санкции: собрания разгонялись, на верующих накладывались штрафы. Что­бы хоть как-то сохранить централизованную структуру управления и не оставить верующих без пастырей и духовных вождей, ряд руководителей пятидесятниче­ских общин согласились вступить в навязанный им союз с ЕХБ на весьма унизительных условиях.

Как известно, центральным пунктом вероучения пя­тидесятников является положение о крещении Святым Духом со знамением языков. Но именно этот пункт отвергают богословы евангельских христиан-баптистов.

Ввиду этого согласившиеся на объединения пятиде­сятники (ХЕВ, ХВЕ) должны были "отказаться" от этого основного пункта своего вероучения, поскольку в смешанных общинах запрещалось "говорить языка­ми". Таковы были решения предварительных консуль­таций по этому вопросу. На совместных совещаниях в августе 1945 года руководители общин ЕХБ и ХЕВ-ХВЕ, согласившихся пойти на объединение, услови­лись, что их разделяет только подход к глоссолалии — учению о незнакомых языках как об обязательном при­знаке крещения Духом Святым299. Обе стороны согла­сились признать, что незнакомый язык без истолкова­ния останется без плода, о чем ясно говорит апостол Павел (1 Кор. 14, 6 — 9, 28). Они обязывались воз­держиваться от молений на языках в общественных собраниях ввиду того, что наряду с действием Святого Духа в собраниях могут иметь место явления, наруша­ющие благопристойность300. От имени пятидесятников соглашение подписали: Бидаш, Панько, Д.И.Пономарчук и др. От имени ЕХБ — Жидков, Карев, Андреев и др. От ХЕВ в Совет ЕХБ был введен Пономарчук.

Отныне пятидесятникам предписывалось собираться на служения в молитвенные дома евангельских христи­ан-баптистов без права "говорить языками", что дозво­лялось лишь в домашней молитве.

Харизматики, объединившиеся с евангельскими хри­стианами-баптистами, не имели права регистрироваться в объединенном братстве в качестве пятидесятников, но значились в нем как баптисты. В этот период они вынужденно сосуществовали в виде смешанных общин (состоявших из общих ХЕВ или ХВЕ и ЕХБ), причем таковых было большинство. Случалось, что общины состояли только из пятидесятников, входивших в союз с христианами-баптистами, а вывески молитвенных до­мов гласили, что это молитвенные дома евангельских христиан-баптистов. Для властей пятидесятников слов­но бы и не существовало. Даже Совет по делам рели­гий при Совмине СССР в своих отчетах не приводил статистических данных о зарегистрированных пятиде­сятниках.

От объединения с баптистами отказался целый ряд пятидесятнических общин воронаевского и шмидтовского толка. Многим из них этот шаг представлялся как недопустимый компромисс, равносильный отказу

от Христа. В самом факте насильственного объедине­ния они справедливо усматривали давление государст­ва, совершенно неприемлемое для верующих. На под­державших августовское соглашение от 1945 года смот­рели как на утративших благодать и отделившихся от Церкви. Вероучение воронаевского толка гласит: "Свя­щенное Писание ясно говорит: "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены" (Рим. 13, 1) ... только в отношении служения Божия призна­ем недопустимым человеческое вмешательство, и мы отдаем кесарево кесарю, а Божие Богу"301. Однако вско­ре против насильственного объединения стали высту­пать даже многие из тех, кто сначала поддержал слия­ние ХЕВ - ХВЕ и ЕХБ.

Группа во главе с А.И.Бидашем, еще два года тому назад подписывавшего августовское соглашение, раз­вернула в 1947 году активную пропаганду за выход пя­тидесятников из объединенного братства. Так, на Днепропетровщине вышло из Союза с ЕХБ 38% пятидесят­ников, вступивших в него в 1945 году302. Надо при­знать, что союз с евангельскими христианами-бапти­стами сводил общины пятидесятников до уровня жал­кого придатка. Они лишались возможности проповедо­вать о крещении Духом Святым, об исполнении Им, о дарах духовных, им постоянно приходилось держать свое "слово и дело" в рамках "номенклатуры" ЕХБ.

Руководители общин пятидесятников после объедине­ния вынужденно уступали свою главенствующую роль среди единоверцев. Лидеры ЕХБ не допускали усиле­ния влияния пятидесятников ни в толковании слова Божиего, ни в проповеди его с кафедры. Несмотря на то что августовское Соглашение запрещало в собрани­ях "говорить языками" без истолкования, пятидесятни­ки повсеместно нарушали это требование и, более то­го, вели энергичную проповедь о необходимости кре­щения Святым Духом. Это вызывало понятное раздражение руководителей евангельских христиан-баптистов, которые почувствовали себя хозяевами положения в отношении к пятидесятникам. В апреле 1946 года ру­ководители ВСЕХБ обратились ко всем старшим пре­свитерам с письмом, в котором говорилось: "Объеди­нение, совершающееся на Украине, не сопровождается дружной, спаянной работой объединенных общин. Мы имеем сведения о прямом нарушении августовского Соглашения со стороны ХВЕ, как в смысле употребле­ния незнакомых языков в общественных собраниях, так и в виде усиленной пропаганды омовения ног... Такое сознательное и часто упорное нарушение авгу­стовского Соглашения грозит расколом наших единых рядов и сеет смуты, разногласия и недоразумения в сердцах детей Божиих. Мы не для того открыли гос­теприимные двери нашего дома для братьев и сестер ХВЕ, чтобы они, придя к нам, стали устанавливать свои порядки и дробить нашу единую семью"303.

Массовые нарушения пятидесятниками августовского Соглашения побудило руководителей объединения об­ратиться с посланием к своим братьям, в котором Д.И.Пономарчук отмечал: "Мы не можем пройти мимо некоторых явлений печального характера... просим пре­кратить такую "миссионерскую" работу в нашем объе­диненном братстве и не поднимать вопросов об иных языках и омовении ног. Мы имеем сведения о некото­рых просто безобразных явлениях на местах, приписы­ваемых Святому Духу, но ничего не имеющего общего с Ним". Например, рвали на себе волосы с искажен­ными лицами, размахивали руками, неистово крича на все собрание: "Крести, крести!" и т.п., в некоторых общинах отдельные бывшие христиане веры евангель­ской произносят "пророчества", "предсказывая" буду­щее. Такие "пророчества" недопустимы, ибо бесславят имя нашего Господа". Произносящие такие "пророче­ства" должны исключаться из нашего братства"304.

Порой на местах дело доходило до скандальных инцидентов. Так, регент Одесского хора Евангельских христиан-баптистов Тимошенко в результате внутри-миссионерской деятельности пятидесятников, склонив­шись к их учению, принял крещение Святым Духом со знамением языков и стал проповедовать. А ведь он двадцать лет исповедовал учение евангельских христи­ан. Хотя августовское Соглашение 1945 года допускает такое крещение, руководители общины евангельских христиан были крайне возмущены случившимся. Пре­свитер общины Ткаченко назвал это "безобразием" и "хлыстовством", а вернувшийся из служебной поездки старший пресвитер Одесской области Крапивницкий немедленно отстранил Тимошенко от должности реген­та305. Опального регента поддержали "бывшие" пятиде­сятники, требовавшие его восстановления... Чтобы ула­дить дело и "восстановить единство", потребовалось вмешательство уполномоченного ЕХБ из Москвы306. Подобные инциденты отнюдь не способствовали объе­динению и вынудили немалое число общинников из ХВЕ расторгнуть Соглашение и покинуть "гостеприим­ные двери дома". Волна конфликтов между верующи­ми поставила под сомнение саму возможность объеди­нения общин ХВЕ и ЕХБ. Тогда-то ряд лидеров-пяти­десятников и решились на создание самостоятельных союзов, не дожидаясь разрешения государственных ор­ганов.

В 1948 году прошел съезд в Днепродзержинске, объе­динивший многие общины незарегистрированных пя­тидесятников. Дальнейшая активизация их деятельно­сти приходится на середину 50-х годов, когда собира­ется ряд объединительных съездов. В 1956 году в Пя-тихатках (Днепропетровская область) незарегистриро­ванный центр пятидесятников вырабатывает новую си­стему догматов ХВЕ, составленных епископом А.И.Бидашем еще в 40-е годы, и получившую название: "Ве­роучение — основание (Еф. 2, 20 — 21) Церкви ХВЕ, находящейся в СССР"307. В августе 1956 года в Харькове проходит Всесоюзный съезд  незарегистрированных пятидесятников, предложивший новый бескомпромисс­ный курс в отношениях с властями, который вкратце был сформулирован в четырех основных положениях:

1)  отказ от каких-либо отношений с советскими го­сударственными и общественными органами и органи­зациями;

2)  игнорирование советских законов;

3)  отношение к военной службе — частное дело ве­рующего;

4)  благотворительность, миссионерство, организован­ное обучение детей религии объявляются неотъемле­мым правом церкви308.

Подобные съезды проводились неоднократно и в по­следующие годы, например съезд в Тбилиси в 1960 году.

Глава II ВЕРОУЧЕНИЕ СЕКТЫ ПЯТИДЕСЯТНИКОВ Глава III СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПЯТИДЕСЯТНИЧЕСТВА. 1. Объединение "сверху" пятидесятников (ХЕВ, ХВЕ, ЕХДА) с Евангельскими Христианами-Баптистами (ЕХБ) 2. Объединение ЕХДА с ЕХБ в 1947 году