На предыдущем уроке мы говорили о том, что Предание — это передача святости. А на этом уроке мы рассмотрим, каким образом святость становится реальностью в жизни христианина.
ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ ПРИОБРЕТАЮТ УСИЛИЕМ
Христос говорит: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают Его» (Матфей, 11:12).
Почему только прилагая усилия, можно приобрести Царство Небесное? Когда мы причащаемся Телу и Крови Христа, мы соединяем свою природу с человеческой и Божественной природами Христа. При этом наша воля остается свободной, она может быть или согласной, или несогласной с волей Бога. Если наша воля согласна с волей Бога, мы сохраняем единство со Христом, и наша природа остается неразрывной с Телом Христовым. Если же наша воля, а вслед за ней и наши поступки не согласны с Богом, если, иными словами, совершается грех, тогда мы постепенно отпадаем от Тела Христова, а значит, и от спасения, и от вечной жизни.
Конечно, мы можем вновь через покаяние соединиться с Телом Христовым. Но необходимо научиться жить так, чтобы, насколько это в наших силах, от Бога не отпадать, а всегда наслаждаться благодатным единством, нашей общей жизнью с Ним.
НАУКА СВЯТОСТИ
Для того чтобы научиться жить свято, существует в Предании Церкви особая наука — аскетика (от греч. слова άσκησις — упражнение; здесь — упражнение в святой жизни, подвиг). Аскетика основана на многовековом опыте бесчисленных святых. Аскетикой занимается, зная о том или не зная, каждый истинный христианин, потому что он:
• борется с грехом в себе, противостоит искушениям и страстям;
• в случае совершения греха прилагает усилия, чтобы покаяться и исправиться;
• принуждает себя к исполнению Заповедей Божиих и, прежде всего, Христовой заповеди любви к Богу и ближнему;
• закаляет себя в христианских подвигах: смирении, молитве, посте, воздержании, целомудрии, самопожертвовании. Мы можем спастись, только прилагая к этому усилия. Но спасаемся не мы сами, а спасает нас Бог. Это подобно тому, как если бы нам, тонущим в болоте, кто-нибудь бросил веревку и вытаскивал нас оттуда. Тогда нам нужно было бы ухватиться и изо всех сил держаться за нее.
ПУТЬ СПАСЕНИЯ - ПУТЬ НЕСЕНИЯ КРЕСТА
Сам Иисус Христос указал каждому из нас тот путь, по которому мы должны идти, если хотим спастись: «...если кто хочет идти за Мною, Отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною...» (Матфей, 16:24). Без несения Креста и сораспятия со Христом спастись невозможно. И это потому, что единственный путь к Богу — это путь принесения себя Ему в жертву.
Если мы хорошо подумаем, то сможем понять, почему это так. Всякая истинная любовь — это самопожертвование. В согласии на самопожертвование или в отказе от него наверняка проявится, истинной ли была любовь. Таков закон, который действует после грехопадения для всех тех, кто хочет отречься от эгоизма, победить грех и вернуться в рай.
Рай — это Сам Христос. Так становятся понятными слова апостола Павла: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Галатам, 2:20). Иисус Христос облегчил и вообще сделал для нас этот путь возможным тем, что Сам проложил его и Сам прошел по нему до конца — до распятия и смерти на Кресте. Но эта смерть не стала последним этапом Его пути. На третий день Он, победив смерть и разрушив ад, воскрес. В Его Воскресении — залог нашего воскресения. Если мы здесь соединились со Христом, последовали за Ним, с Ним сораспялись, то и совоскреснем с Ним, и будем вечно царствовать в Его Царстве.
Путь к воскресению лежит через крест. Для нас таким крестом является, прежде всего, борьба со страстями.
ГЛАВНОЕ ПРЕПЯТСТВИЕ СПАСЕНИЯ
Страстями называются нравственные болезни души, паразитирующие на человеческой природе после грехопадения Адама. Страсти постоянно склоняют нас ко греху. Для того чтобы бороться с грехом, разумнее всего сосредоточить свои усилия против того, что его порождает, — страстей.
Святые отцы различают восемь главных страстей, терзающих нас и старающихся расторгнуть наше общение с Богом. Эти страсти таковы:
чревоугодие — неумеренное стремление получать наслаждение от еды;
блуд — стремление к незаконному наслаждению половыми отношениями;
сребролюбие — жажда богатства;
гнев — ненависть к тем, кто препятствует удовлетворению страстей или задевает их;
печаль — мрачная и безысходная неудовлетворенность жизнью, посвященной страстям;
уныние — потеря надежды на любовь Божию, отчаяние;
тщеславие — желание славы и похвалы от людей;
гордость — полный эгоизм и самообожествление.
Все страсти своим действием разрушают душу того, кто им поддается. Греховные наслаждения разрушительны потому, что находятся вне Бога, действуют незаконно, противоестественно, а значит, временны и обманчивы и, главное, увлекают нас от любви к Богу.
ОРУЖИЕ ПРОТИВ СТРАСТЕЙ
Лучше всего побеждать страсть тогда, когда она только начинает действовать, то есть когда только возникает о ней мысль. Мы не дадим страсти завладеть нами и довести нас до совершения греха, если страстная мысль будет сразу отброшена. Можно отгонять греховный помысел Иисусовой молитвой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного».
Многие думают, что путь борьбы со страстями непосилен для обычного человека. Однако Христос говорит: «Ибо, иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Матфей, 11:30). Действительно, путь удовлетворения страстей мучителен, потому что страсти ненасытны. Этот путь, к тому же, и безрадостен, потому что человек оказывается на нем один или, скорее, с демонами. А по пути святости человек идет вместе с Богом и святыми.
ЧУДО ОБЩЕНИЯ С БОГОМ
Знакомясь с христианством, мы с вами неоднократно говорили об общении с Богом, о полноте жизни во Христе, о том, что христианская жизнь благодатна. Зададим, наконец, вопрос: что здесь имеется в виду? На этот вопрос христиане со всей ответственностью утверждают: радость общения с Богом доступна каждому христианину, она часто даруется ему в действительности. Каждый христианин может рассказать о том, как Бог и святые помогали ему и участвовали в его жизни. Случаи такого участия часто называют промыслительными или, как говорят верующие, «это — милость Божия».
КРАТЧАЙШИЙ ПУТЬ К БОГУ
Но есть люди, которые всю свою жизнь стремятся посвятить общению с Богом. Изо всех сил они стараются никогда не терять нить, связующую их с Богом — молитву, и непрестанно борются со страстями. Таков, например, путь монашества. Некоторые из монахов уже в этой жизни приобретают такую благодать, которая не только их соделывает блаженными и чистыми сердцем, но через них обращает другие неверующие, окаменевшие и искаженные грехом души к Богу. Были и есть такие подвижники в Церкви, силою Божией могущие совершать чудеса и исцеления. Благодаря непрестанной Иисусовой молитве они достигали высот духовного совершенства.
Победа над страстями и приближение к Богу являются целью и идеалом жизни всякого христианина, живет ли он в миру или в монастыре.
Христианские аскетика и мистика никогда не были особым учением, закрытым для большинства и предназначенным для избранных. Это — путь святости, к которому Христос призывает всех.
Приложение к уроку № 19
Жил в наши годы в Константинополе один юноша лет двадцати по имени Георгий... Он познакомился с одним святым монахом, жившим в одном из городских монастырей, и после того как открыл ему свою душу, получил от него небольшое молитвенное правило.
Юноша попросил и книгу, в которой были бы рассказы о монашеской жизни и аскетической практике, и старец дал ему сочинения монаха Марка, учащие о духовном законе. Юноша принял ее как посланную от Бога, надеясь много приобрести из нее, и всю ее прочитал с усердием и вниманием. И, получив пользу от всего в этой книге, только три главы
вложил, сказал бы я, в свое сердце. Первая содержала такие слова: «Желая исцеления, будь внимателен к совести и, что она говорит, делай, и найдешь пользу». А вторая: «Тот, кто просит действий Святого Духа прежде исполнения заповедей, подобен купленному рабу, который, как только его купили, просит, чтобы ему дали освобождение». А третья: «Слеп тот, который кричит и говорит: «Сын Давидов, помилуй меня!» — молясь телесно и не имея духовного знания; когда же слепой прозрел и увидел Господа, то уже не Сыном Давидовым, а Сыном Божиим исповедав, поклонился Ему».
Все это прочитав, тот юноша удивился и, удивившись, уверовал, что, будучи внимательным к совести, приобретет пользу и что с исполнением заповедей познает действие Святого Духа, и будучи уязвлен Его благодатью и вожделением к Нему, с надеждой просил увидеть первую [то есть Божественную], а не кажущуюся [то есть мирскую], красоту. Он ничего другого не делал, как он меня клятвенно уверял, кроме исполнения каждый вечер маленького молитвенного правила, данного ему тем святым старцем, после чего ложился спать. А когда совесть говорила ему: «Непременно положи и еще поклон, и прибавь другие псалмы, и говори больше раз «Господи, помилуй», ведь ты можешь», — то он ее с охотой и без колебания слушался так, как будто бы ему это говорил Сам Бог, и таким образом все исполнял. И с тех пор более никогда он не заснул с совестью, которая укоряла бы его и говорила: «Почему ты этого не сделал?»
Итак, неуклонно следуя этому, каждый день он прибавлял молитвы, и вскоре его вечерняя служба сильно увеличилась. Днем он управлял домом одного патриция и ходил каждый день в его дворец, заботясь о необходимом для жизни, и ни один из людей не знал о том, что он делает. Поэтому каждый вечер из его глаз лились слезы, и чаще он делал земные поклоны, припадая лицом к земле, и, когда он стоял на молитве, ноги его были как бы прилипшими одна к другой и неподвижными, и читал он молитвы Богородице с болью, воздыханиями и слезами и Господу, как будто телесно присутствующему, припадая к пречистым Его ногам, и, как слепой, просил о помиловании и душевном прозрении. А поскольку каждый вечер молитва увеличивалась, то продолжалась она до полуночи. Он же во время молитвы нисколько не ленился и не отвлекался, и вообще никакая часть его тела не двигалась, даже глаза или взгляд, но стоял он неподвижный, подобно какому-нибудь столбу или ангелу.
Так, однажды, когда он стоял и говорил скорее в уме, чем устами «Боже, помилуй меня грешного», — вдруг обильно явилось сверху Божественное сияние и наполнило все то место. Когда это случилось, юноша уже не знал и забыл, в доме ли, под крышей ли он находится. Ибо видел только свет отовсюду и не знал даже, по земле ли он ступает. И не было у него страха, как бы не упасть, и не думал он о мире, и ничто не докучало ему из того, что докучает людям, носящим тело, но совершенно соединясь с невещественным светом и думая, что сам стал светом, и забыв весь мир, он стал полон слез и невыразимой радости и веселия. Затем его ум взошел на небо и увидел иной свет, больший, чем тот, который был близ него. Близ этого света явился ему удивительным образом тот святой и равный ангелам старец, который дал ему молитвенное правило и книгу...
А когда прошло это видение и юноша опять оказался в себе, он был объят радостью и изумлением и от сердца плакал, и слезы сопровождала сладость. Наконец он упал на ложе, и в тот час прокричал петух, дав знать, что была полночь. И вскоре в церквах стали звонить к утрене, и он поднялся, чтобы по обыкновению петь молитвы...
Как это случилось, знает Бог, Который и рассудил этому быть. А тот юноша, кроме того, что вы слышали, не делал для этого ничего, только была у него при том правая вера и непоколебимая надежда. И пусть никто из вас не говорит, что он все это делал для испытания, — ему это и в мыслях не приходило, — ибо у того, кто пробует и испытывает, веры еще нет. Но этот юноша настолько отверг всякую страстную и любящую наслаждения мысль, что, внимая голосу совести, был, как он клялся, бесчувственным ко всем чувственным вещам жизни, и даже еду и питье не вкушал с удовольствием или часто.
Слышали, братья мои, что может вера в Бога, подтверждаемая делами?
Преподобный Симеон Новый Богослов. Огласительное слово 22. О вере. § 2—8
ВОПРОСЫ
1. Некоторые убеждены, что достаточно уверовать во Христа, чтобы спастись. Что вы скажете в ответ на это?
2. Как лучше всего бороться со страстями?
3. Почему путь к спасению лежит через Крест?18. ПРЕДАНИЕ ЦЕРКВИ | 19. ЖИЗНЬ ХРИСТИАНИНА: АСКЕТИКА И МИСТИКА | 20. БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕКА И МИРА |