Все, что связано с Богом, во все времена живо интересовало людей. Современные теологи и религиоведы говорят о Боге, что Он — Тот, Кто «вызывает благоговение, чувство священного», «первооснова, центр, смысл и цель существования жизни и мира».
Большинство людей верит в Бога и находит в Нем смысл своей жизни и счастье. А те, которые не верят, обычно этим гордятся и говорят о Боге с безразличием или воинственным неприятием. Некоторые находятся на распутье между верой и неверием, в нерешительности и размышлениях. Много таких, которые сомневаются и в своей вере, а также и в своем сомнении.
В любом случае, независимо от какой бы то ни было позиции по отношению к Богу, одно совершенно несомненно: вопрос этот не праздный, академический или не существенный. Он неразрывно связан с существованием, повседневной жизнью и размышлениями человека, с его историей и его будущим. Поэтому изучение этого вопроса требует особенной чуткости и ответственности.
ВОПРОСЫ ЧЕЛОВЕКА О БОГЕ
Размышляя о Боге, человек задается вопросами о Его существовании, Его сущности и Его участии в нашей жизни. Приводим главнейшие из них:
• Есть ли Кто-нибудь в глубине бытия, за пределами чувственных и преходящих вещей и явлений? Если да, то Кто Он такой, где Он и каков образ Его существования?
• Какой из богов, в которых люди верят, истинный?
• Чем отличается вера христиан от веры других людей?
• Каково отношение Бога к человеку и его повседневной жизни? Является ли Он защитой, освобождением и счастьем человека или же Он несет с Собой страх, лишения и рабство?• На каких фактах основана вера в Бога ? Откуда они известны и какой достоверностью обладают?
• Может ли наша жизнь иметь смысл без веры в Бога?
О БОГЕ И О ТОМ, ЧЕМ БОГ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ
Один из наиболее известных теологов нашего времени Карл Ранер (1904 — 1984) заметил: «Слава Богу за то, что слова 60-ти или 80-ти процентов наших современников о том, что такое Бог, не соответствуют действительности».
То, что мы знаем о Боге, бесконечно меньше того, чего мы о Нем не знаем. Наше знание всегда неполно и фрагментарно. Но каким бы близким к истине не становилось бы наше знание о Боге, Бог всегда будет его превосходить и никогда не будет в нем умещаться. У величайших богословов перехватывало дыхание, когда они старались изречь слово о невыразимом Боге. По слову святого Василия Великого «Неизреченное да будет почтено молчанием». А современный мыслитель советовал: «О том, о чем мы не можем говорить, мы должны молчать» (Л. Витгенштейн).
Существуют представления, образы и мнения о Боге, диапазон которых — от ущербных или недостаточных до проблематичных и неприемлемых. Вспомним наиболее известные из них:
1. Незлобивый седовласый старец, «Боженька». Добрый дедушка с длинной бородой, который все понимает, все принимает, ни о чем не спрашивает. Будучи очень удобным, этот образ популярен у многих.
2. «Высшее Существо», «Высшая Сила». Это вершина пирамиды, которую выстраивает наш разум, размышляя об устройстве мира. Холодный, бесстрастный, безличный, безразличный, не имеющий никакого отношения к нам. К нему невозможно обратиться, как невозможно и чего-либо ждать от него.
3. Соглядатай, шпион, контролер и палач. Он надзирает за нашей жизнью, его интересуют наши ошибки. Он выжидает, как бы застигнуть нас на месте преступления. Это бог-страшилище для «непослушных», им пугают смельчаков.
4. «Бог из машины» (( В древнегреческой трагедии появление бога в финале приводило ее к развязке. Это явление бога происходило с помощью особого механизма. Отсюда пошло выражение «бог из машины», означающее искусственное разрешение проблем.)), «скорая помощь» в трудную минуту. Мы призываем его и ищем его помощи только тогда, когда что-нибудь не так. А когда все в порядке, мы забываем о нем. «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится», «Как тревога — так до Бога».
5. Бог порядка и богатства. По преимуществу, бог власть имущих. Он на стороне преуспевающих, важных и значительных. Он — покровитель сильных мира сего. Тот, кто хочет изменить существующий порядок вещей, попадает в его немилость. Особенно любят прибегать к нему диктаторы, деспоты и тираны.
6. Бог-гарант. Ритуальными действиями, обетами и приношениями ему можно обеспечить себе его защиту. Он — воздаятель. «Разумные», «порядочные», «послушные» могут быть уверены в его наградах. Его имеет в виду и тот, кто недоумевает: «Что же я сделал плохого, что он меня так наказывает? Всегда у меня все было в порядке».
7. Бог обрядов, радостных или печальных: свадеб, крестин, похорон, молебнов; бог помпезных, дешевых, пустых и безжизненных речей. Бог как простое украшение жизни.
Бог в этих и подобных случаях оказывается скроенным по человеческим меркам. Он мало похож на истинного Бога христиан.
Истинный Бог — Бог любви и жизни — «везде сый и вся исполняяй» ((Везде существующий и все Собой наполняющий.)). Он на стороне страдающих и жертв, Бог всех без исключения. Он ни к кому не безразличен. Он неужасный и неприступный некто, живущий вдали от нас. Он не желает нам ни смерти, ни несчастья, ни бед. Он не оставляет нас, в каком бы аду мы ни находились.
Бог никому не мстит и никого не карает с целью погубить. Бог наказывает, т.е. научает, вразумляет заблудшего человека. Чтобы ограничить злую деятельность человека и направить его на путь спасения, Бог может использовать и наказание, если все другие возможности для вразумления уже исчерпаны.
Однако, в Своем наказывающем действии Бог являет Свою любовь к человеку, подобно врачу, который вынужден причинить боль ради спасения жизни больного.
СУЩЕСТВОВАНИЕ БОГА И ПОИСК ЕГО
В западной богословской традиции можно найти так называемые «доказательства» бытия Божия*.
* 1. Онтологическое доказательство (онтология — наука о бытии). Понятие о Боге включает в себя представление о Нем, как о существе совершенном. Но совершенство состоит, кроме прочего, и в существовании. Не может быть совершенным то, чего нет. Бог совершенен, следовательно, Он есть.
2. Телеологическое доказательство (τελος — по греч. значит «конечная цель»). Порядок, мудрость и целесообразность, характерные для нашего мира с момента его возникновения, ведут к принятию существования мудрого Бога, Который не только сотворил мир, но и продолжает заботиться о нем.
3. Космологическое доказательство. Сложность этого мира не позволяет думать о его спонтанном происхождении и существовании. Наш разум говорит о том, что не может существовать творения без Творца, так как у каждого результата есть своя причина, согласно принципу причинности: нет и не может быть вещей и явлений, не имеющих своей причины.
4. Историческое доказательство. Поскольку потребность человека веровать в Бога является всечеловеческим и вечным явлением, невозможно, чтобы такая вера произошла случайно, сама по себе. Следовательно, только Сам Бог мог вложить в нас эту потребность.
5. Нравственное доказательство. Представления человека о добре и зле, о справедливости и его стремление к совершенству не могут найти никакого обоснования для себя в материальном мире, поскольку в нем господствует закон причинности. Но там, где все обусловлено какой-либо причиной, не может быть свободы. В то же время является неоспоримым фактом то, что у человека есть свобода, ведь без нее не может быть никакого различия между добром и злом и не может идти речь о любви. Следовательно, источником человеческой свободы, добра и любви может быть только свобода, любовь и добро, которые есть у Бога.
Однако рациональным путем было доказано только то, что существование Бога не может быть научно ни доказано, ни опровергнуто. На основании общей логики, человеческого опыта и истории можно говорить о серьезных указаниях на существование Бога и на Его участие в нашей жизни.
Во всем том, что существует в мире: во вселенной, в природе, в человеке — можно увидеть отсвет мудрости, величия, силы и, прежде всего, любви Божией. Порядок и точное движение небесных тел в космическом пространстве, все живое на суше, в море и в воздухе, душевно-телесный мир человека, потрясающая сила его мысли, его возможности и достижения — во всем этом и многом другом непредубежденные, чуткие и проницательные люди видят Бога и замечают плоды Его творчества. Сегодня уже никто всерьез не доказывает, что все существующее произошло случайно и само по себе. Слепой случайностью и совпадением мир объяснить нельзя. Из ничего само собой ничего не возникает.
Конечно, многое нам неизвестно и многое для нас необъяснимо. Кое-что мы знаем только интуитивно или по свидетельствам других. Разве всегда наши убеждения основаны на доказательствах? Наука и техника охватывают только часть действительности. Любовь, дружба, вера, истина, красота, искусство никак не связаны с экспериментами физики и опытами химии.
Обратимся к здравому смыслу и к некоторым характерным человеческим переживаниям. Иногда в нас возникает потребность в чуде, мы надеемся, что случится что-то хорошее, и это поддерживает нас в жизни. Мы чувствуем, что у нашего существования должна быть опора и цель. Для многих малое счастье не является достаточным: где-то и каким-то образом должно существовать нечто большее. Когда мы сталкиваемся со смертью, то в глубине нашего существа что-то подсказывает нам, что смерть для нас — не конец всего.
Итак, есть люди, и таких людей большинство, которые серьезно задумываются и размышляют обо всем этом. Не обязательно они самые мудрые и самые лучшие. Однако они утверждают и верят, что у всего есть одно доброе и полное любви начало — Бог. Опираясь на Него, они живут и имеют спокойствие, отвагу и оптимизм.
ТРИ УТОЧНЯЮЩИХ ЗАМЕЧАНИЯ
О Боге, каким Его знают христиане, речь пойдет в следующих уроках. Однако, некоторые истины отметим уже сейчас.
1. Бог в Своей сущности непостижим. Это утверждение не является попыткой уйти от ответа, чтобы запретить поиск нашему беспокойному разуму усыпить его. Это реалистический вывод, полученный после бесчисленных и напряженных усилий, направленных на постижение сущности Бога. Когда-нибудь о Боге любви мы узнаем больше. Наша же собственная жизнь по Его заповедям — это самый лучший путь к богопознанию.
2. «Верую», согласно христианской точке зрения, не значит «слепо принимаю наивные представления о жизни, о мире, о их сущности и будущем». «Верую» — это значит: всем своим существом, всеми своими силами и способностями (разумом, волей и чувствами) принимаю осязаемые истины, вверяю себя им и живу ими. «Веруй и не спрашивай» (независимо оттого, кем и когда это было сказано) не является христианским принципом. Подход христиан: «познавай и верь» или, наоборот, «верь и познавай». Подлинная вера — это вера просвещенная: знающая вера и верующее знание, а не слепая вера и неверующее знание.3. Бог явил и открыл Себя людям в Иисусе Христе. От Него и в Нем мы узнаем, кто такой Бог и каким образом Он существует, чего Он хочет и как Он участвует в нашей жизни. В том, что Иисус Христос совершил и чему учил, Он явил истинный образ Бога. Он является мерой, на основании которой мы исправляем все наши ошибочные представления о Боге. Итак, для того, кто хочет узнать об истинном Боге или углубить свои знания и веру в Него, не существует другого пути, кроме как приобщиться к жизни и проповеди Богочеловека Христа, какими они нам переданы в Священном Писании и в жизни Церкви.
Приложение к уроку № 4
Куда пойду от Духа Твоего,
И от лица Твоего куда убегу?
Взойду ли на небо — Ты там;
Сойду ли в преисподнюю — и там Ты.
Возьму ли крылья зари
И переселюсь на край моря, —
И там рука Твоя поведет меня,
И удержит меня десница Твоя.
Псалом 138:7—10
А что же такое этот Бог? Я спросил землю, и она сказала: «Это не я»; и все, живущее на ней, исповедало то же. Я спросил море, бездны и пресмыкающихся, живущих там, и они ответили: «Мы не Бог твой; ищи над нами». Я спросил у веющих ветров, и все воздушное пространство с обитателями своими заговорило: «Ошибается Анаксимен ((Анаксимен — древнегреческий философ, считавший началом всех вещей воздух.)): я не Бог». Я спрашивал небо, солнце, луну и звезды. «Мы не Бог, которого ты ищешь», — говорили они. Я сказал всему, что обступает двери плоти моей: «Скажите мне о Боге моем — вы ведь не Бог, — скажите мне что-нибудь о Нем». И они вскричали громким голосом: «Творец наш, вот Кто Он». Мое созерцание было моим вопросом; их ответом — их красота.
Тогда я обратился к себе и сказал: «Ты кто?» И ответил: «Человек». Вот у меня тело и душа, готовые служить мне; одно находится во внешнем мире, другая — внутри меня. У кого из них спрашивать мне о Боге моем, о Котором я уже спрашивал своими внешними чувствами, начиная с земли и до самого неба, куда только мог послать за вестями лучи глаз
своих? Лучше, конечно, то, что внутри меня. Все телесные вестники возвестили душе моей, судье и председательнице, об ответах неба, земли и всего, что на них; они гласили: «Мы не боги; Творец наш, вот Он». Внутреннему человеку сообщил об этом состоящий у него в услужении внешний; я, внутренний, узнал об этом, — я, я душа, через свои телесные чувства. Я спросил всю вселенную о Боге моем, и она ответила мне: «Я не Бог; Творец наш, вот Кто Он».
Блаженный Августин. Исповедь. Кн. X, гл. 6
ВОПРОСЫ:
1. Как следует относиться к неприемлемым представлениям о Боге?
2. Приведите примеры, которые говорят о неразрывной связи веры в Бога с жизнью, мыслями и историей человека.
3. Бог есть Любовь. Значит ли это, что Он не наказывает?
4. Какая возможность дана человеку, чтобы встретиться с Богом и познать Его?