На главную
страницу

Учебные Материалы >> Сектоведение.

Православная Церковь. Современные ЕРЕСИ и СЕКТЫ в России

Глава: Раздел III. ПРОТЕСТАНИЗМ

ПРОТЕСТАНИЗМ

 

Католический монах из Германии Мартин Лютер, уже в молодости постоянно наблюдал  крайнюю распу­щенность папского двора и римского духовенства. Это сильно повлияло на перемену его богословских убеждений и поколебало прежний взгляд на святость служителей Римской церкви.

В 1516 году, когда для изыскания средств на построе­ние собора св. Петра в Риме широко продавались «ин­дульгенции», т. е. отпущение грехов не только настоящих, но и будущих  (!), Лютер выступил с обличением такой кощунственной торговли. Своим духовным чадам он объяс­нял, что избавления от наказаний за грехи можно испро­сить только внутренним сокрушением и раскаянием о со­деянном. Завязался словесный поединок между Лютером и Тецелем, ученым доминиканским монахом, который угро­жал Лютеру отлучением от церкви и своим правом сжи­гать еретиков. В ответ Лютер в 1517 г. прибил к дверям Виттенбергского храма свои 95 тезисов, в которых изло­жил свои взгляды на покаяние, оправдание через веру и вред продажи индульгенций. Спор продолжался несколь­ко лет, в течение которых Лютер отверг авторитет папы, а тот отлучил Лютера от церкви. Только заступничество светской власти спасло Лютера от смерти. Его поддержи­вали в Германии многие священники, профессора, студен­ты, рыцари и князья. Начался раскол с Римом и отделе­ние Лютера и его последователей от Римо-католической церкви.

 

ЛЮТЕРАНСТВО

 

Поставив перед собой задачу восстановления церков­ного учения в его апостольской чистоте, Лютер и его сподвижники не смогли справиться с этой задачей, так как много столетий отделяло их от первых веков христиан­ства, у них не было живого духовного опыта и отсутство­вало знание творений отцов и учителей древней Церкви. Средневековое же схоластическое образование представ­ляло христианство в искаженном свете. Единственным источником истолкования у них был собственный домысел, личное  мнение.

Если Православная Церковь отвергала злоупотребле­ния Преданием и вымышленные Римом документы и фак­ты, чуждые Слову Божию, то протестанты совершенно отошли от апостольского Предания, отказались от духов­ного опыта святых учителей Церкви, от постановлений Вселенских Соборов, оставив единственным руководством в вере Священное Писание, толкуемое ими произвольно.

Незнание и принципиальное отвержение Церковного Предания явилось главным источником всех заблуждений протестантов, так как слово Божие —это Библия, Еван­гелие и Предание. «Итак, братия, стойте и держитесь Пре­дания, которым вы научены или словом или посланием нашим»,— возвещает ап. Павел. Св. ап. Иоанн пишет: «Многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин. 21, 25). «Не все передали апо­столы через послания, а многое и без Писания; но и то и другое равно достойно веры. Посему мы почитаем до­стойным веры и Предания»,— пишет св. Иоанн Златоуст. Также учат о Предании и другие отцы Церкви.

Принципиально отвергая апостольское Предание, про­тестанты не последовательны. Они приняли на основании Предания «канон священных книг», исповедание главных христианских догматов: о троичности Лиц в Боге, о вопло­щении Сына Божия, и признают три древних символа ве­ры, в которых раскрыты эти догматы. Отвергая авторитет древних отцов Церкви, они утверждают авторитет за но­выми немецкими богословами: Лютером, Кальвином и др.

Лютеране утверждают, что спасение человека и избав­ление от грехов совершается самим Богом, а не делами человека, только одной верой, получение которой зависит всецело от Бога, по Его прозволению. Благодать Божия, действуя на человека, внушает ему веру во Христа, и это является единственным условием спасения — она делает человека праведным. Особенность этой веры в том, что человек не сомневается в получении благодати Божией. Благодаря своей вере человек становится святым, благо­честивым и оправданным дитем Божиим. Так вкратце зву­чит учение об оправдании верой, являясь основным и ис­ходным пунктом всей протестантской догматики. Священ­ное Писание не дает нам основания к принятию учения лютеран; это учение таит в себе элементы, приводящие к разрушению христианской нравственности. Этот догмат противоречит Слову Божию и вытекает из неправильно понятых слов св. Апостолов.

Лютер принял отдельные слова ап. Павла буквально, вне связи с текстом и с общей мыслью Апостола: «Чело­век оправдывается верой независимо от дел закона», «че­ловек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа» (Послание к Галатам). Ап. Павел эти­ми словами выступал не против добрых дел, а против лож­ной самонадеянности иудейских учителей, полагавших, что спасение заслуживается внешними делами закона Моисее­ва:  обрезанием,   соблюдением   субботы,   омовением   рук и пр. Тот же ап. Павел в послании к Римлянам пишет, что Господь в день праведного суда Своего воздаст каж­дому по делам его. Ап. Петр: «Вы называете Отцом Того, Который   нелицеприятно  судит  каждого  по  делам  его». Ап. Иоанн: «Дети мои, станем любить друг друга не сло­вом и языком, но делом.» Ап. Иаков: «Что пользы в том, если  кто говорит,  что он имеет веру,  а дел не имеет? Разве может вера спасти его?... Как тело без духа мертво, так и вера  без дел мертва». Сам  Господь говорит, что и порочные люди могут обладать верой в смысле призна­ния существующих религиозных истин, но эта вера недо­статочна для спасения: «Не всякий, говорящий Мне: Гос­поди, Господи, войдет в Царство Небесное, но исполняю­щий волю Отца Моего Небесного.»

Отвергая крайности римо-католического учения, Лю­тер сам впал в крайность: он отвергнул не только богоутвержденное священство и таинства, но и апостольское понимание Церкви. Лютер говорит, что истинная церковь там, где неповрежденно сохраняется слово Божие и пра­вильно преподаются таинства. Но где критерий неповреж­денности и чистоты слова Божия и правильного совер­шения  таинств,  если  Лютер  сам отверг духовный  опыт древней Церкви, Предание и соборный церковный разум, заменив их произвольным пониманием?

«Духовное священство,— говорит Лютер,— есть при­надлежность всех христиан. Все мы священники, т. е. все мы — дети Христа, высшего священника. Мы не нуждаем­ся поэтому ни в каком другом священнике, кроме Христа, так как каждый из нас получил назначение от Самого Бо­га... Все мы через крещение делаемся священниками.» Всякий в церкви может проповедовать слово Божие и со­вершать таинства. Пасторы и суперинтенданты сущест­вуют ради порядка. Они избираются обществом из людей, способных учить членов общины. При избрании старейшины возлагают на них свои руки. Здесь нет места апо­стольской преемственности и благодати священства, но лишь административное назначение на должность пропо­ведника.

Это утверждение совершенно расходится с методом и пониманием роли священства первохристианской Цер­ковью, и неверно, что Иисус Христос и апостолы не дали никакого определенного устройства Церкви. На самом же деле, в течение 40 дней по Своем воскресении, Господь беседовал с учениками «о Царствии Божием» (Деяния Апостолов), т. е. об устройстве Церкви — общества веру­ющих. Только одним Апостолам дал Господь право со­вершать таинства и учить людей вере: «И, приблизив­шись, Иисус сказал им: „Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се Я с вами во все дни до скон­чания века". Также и право руководить людьми, приводя их к спасению: „Как послал Меня Отец, и Я посылаю вас". И сказав это, дунул и говорит им: примите Духа Святого». Сами Апостолы свидетельствуют о том, что не общество верующих, но Сам Господь призвал их на дело апостольского служения Ему «не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом».

Апостолы сохранили и преемственно передали тот по­рядок и строй жизни Церкви, какой был установлен Са­мим Господом; сами они рукополагали епископов и пре­свитеров.

Учение Лютера об оправдании только верою повлекло изменение взгляда на таинства, которые для лютеран имеют лишь символическое значение и вся сила их за­ключается в личной уверенности молящегося, что он оправдан. У лютеран осталось только два таинства, вернее их внешняя форма,— крещение и причастие, как заповедан­ные Самим Спасителем. Однако учение их своеобразно и чуждо древней традиции. Ложная духовность обнаружи­вается у протестантов в мистицизме, в претензии на обще­ние с Богом помимо установленных таинств и богослуже­ний.

Протестанты пришли к отрицанию общения между жи­вущими и отошедшими к Богу братьями, к отрицанию надобности молитв за усопших и ходатайства святых за нас. Обоснование этого отрицания чисто рационалистиче­ское: зачем молиться, если судеб Божьих не изменишь, и раз Христос уже всецело принес Богу удовлетворение за всех нас. Такое учение ведет к моральной пассивности.

Итак, лютеранское движение со времен Лютера от­казывается от ценности живого церковного опыта — св. Предания, от почитания Девы Марии и святых, от молитв за умерших, от административного устройства Церкви, от святых таинств, икон, от крестного знамения и считают одну веру достаточной, чтобы заслужить Царство Небес -нее. Это лютеранское искажение христианства создает пропасть между ним и верой Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви.

 

КАЛЬВИНИЗМ, РЕФОРМАТОРСТВО, ПРЕСВИТЕРИАНСТВО

 

Кальвин провел реформацию в Швейцарии, и его уче­ние распространилось в юго-западной Германии и Гол­ландии (реформаторство), во Франции (гугенотство), а в Шотландии, Англии и Северной Америке под именем пресвитерианства. Кальвин дополнил лютеранство учением о безусловном «предопределении». Лютер все же сохранил основы христианства, и иудейство у него едва проскальзы­вает, у Кальвина же элементы иудейства и язычества на­столько явственны, что кальвинизм с большой натяжкой можно считать христианским исповеданием. «Безусловное предопределение» по Кальвину говорит, что Бог предвеч­но избрал одних людей к спасению, а других — к гибели, независимо от их воли. Предназначенные к вечному спа­сению составляют небольшую группу Богом избранных людей, в силу Его непостижимого решения, помимо всякой их заслуги. С другой стороны, никакие усилия не могут

спасти тех, кто предопределен к вечной гибели. Добрые и злые дела служат для выполнения Божьих предназна­чений.

Для чего же Иисус Христос так обстоятельно учил нас, как надо жить, нести подвиг, идти узким путем? В чем же смысл молитв, раскаяния, исправления жизни?

Кальвинисты ссылаются на отдельные изречения ап. Павла, взятые без содержания всей речи, отрывочно, и из них выводят подтверждение учения Кальвина о пред­определении. Правильно понятыми эти места могут быть только в связи со всем содержанием этой главы, в кото­рой Апостол говорит, что оправдание не является уделом только еврейского народа: «Не все те Израильтяне, кото­рые от Израиля; и не все дети Авраама, которые от се­мени его» (Рим. 9, 7). Здесь Апостол выступает против иудеев, которые считали язычников отверженными Бо­гом, а исключительно себя — сынами Царствия Божия (по происхождению и исполнению закона Моисеева). Апо­стол доказывает, что спасающая благодать Божия про­стирается на всех людей, и Бог призывает к спасению не только иудеев, но и язычников. Учение Кальвина на­ходится под влиянием иудейства, когда учит, что только избранные люди предназначены к спасению, а остальные обречены на гибель. Слово Божие же учит, что «Бог хо­чет, чтобы все люди спаслись и достигли познания исти­ны». «Господь не желает, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию».

Учение Кальвина противоречит понятию о святости Божией. Несовместимо с этим понятием учение, что Сам Бог является виновником и причиной зла, от вечности из­брав одних к спасению, а других — к гибели. В этом ска­залось влияние язычества, признавшего существование безличной фатальной силы, именуемой роком (судьбой). Учение Кальвина приводит к нравственной незаинтересо­ванности и безразличию к добрым и плохим поступкам.

Итак, кальвинизм отрицает в человеке свободу воли; признает грех явлением естественным и неизбежным, с ко­торым нельзя бороться, потому что даже молитва с покая­нием против него беспомощны; отрицает основы христиан­ства и считает таинства простыми символами; считает, что в Евхаристии присутствие Христа — нереально.

В Шотландии кальвинизм (пресвитерианство) был признан парламентом государственным исповеданием в 1592 году. Пресвитериане под именем «пуритан» потребовали от английского короля упрощения богослужебных обрядов и устранения символики: изображения креста, крестного знамени при крещении и т. д. Основой устрой­ства у пресвитериан является церковная община с пресви­тером во главе, избираемым общиной. Сан епископа упразднен. Богослужения сводятся к выслушиванию мо­литв, сочиненных пресвитером, к проповеди и пению псал­мов. Причащаются, сидя за длинным столом; браки бла­гословляются на дому; молитвы над умершими также про­читываются на дому. Икон нет. Литургия отменена. Хри­стианских праздников, кроме воскресений, нет.

 

АНГЛИКАНСКОЕ  ИСПОВЕДАНИЕ

 

Англиканское исповедание представляет собой смесь католичества, лютеранства и кальвинизма. В Англии еще за несколько веков до Реформации образовалась оппози­ция церковному деспотизму Рима. Оппозиция зрела на почве национальной, экономической и религиозной. Англи­чане возмущались постоянным вмешательством Римского епископа во внутреннюю жизнь страны, чрезмерными при­тязаниями светского и политического характера, больши­ми доходами Рима от Англии, распущенностью духовен­ства и пр.

Поводом к разрыву с Римом в 1532 году послужил для английского короля Генриха VIII отказ папы дать ему церковный развод с Екатериной Арагонской. Перво­начально церковных реформ не произошло, но Генрих провозгласил себя главою церкви, закрыл много монасты­рей, отменил «десятины» в пользу Рима. В дальнейшем, под влиянием протестантов, наводнивших Англию, король поручил пересмотреть все учения о церкви, наследованное от Рима. В 1536 г. от лица парламента вышли «Десять членов вероучения», которые оказались смесью проте­стантства с католичеством. В 1552 г. издается новое испо­ведание веры в 42-х членах, а потом «Малый катехизис». В нем многие обряды: освящение воды, употребление ко­локолов...— названы суеверными и отменены. Затем воз­никла Английская епископальная церковь.

Верующие начали борьбу религиозных партий, и в 1559 г. королева издала новое исповедание из 39 членов, обязательное для духовенства и мирян. В этих «основных» есть догматы согласные с Православием: о Боге едином в трех Лицах, о Сыне Божием и др., отрицание чистили­ща, индульгенций и главенства папы. Богослужения у англикан совершаются на родном языке. Но унаследовано заблуждение латинства относительно исхождения Св. Ду­ха и «от Сына». От лютеранства заимствованы заблуж­дение об оправдании одной верой, непризнание Вселен­ских Соборов, непочитание икон и св. мощей. В англикан­ском исповедании подчеркивается церковное главенство короля. 25-й член этого вероучения не признает таинства­ми: покаяние, миропомазание, брак, елеосвящение и свя­щенство.

Православная церковь не может с этим согласиться, но нет надежды к изменению позиций Англиканской церк­ви, так как она находится в зависимости от парламента, имеющего членами масонов, людей иудейской веры и да­же неверующих. Английский парламент в вопросах веро­учения имеет решающее слово. Король — глава Англий­ской церкви присягает на коронации: «Объявляю и искрен­не клянусь перед Богом в том, что верю, что в таинствах причащения не происходит пресуществление хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христа до и после освящения Святых Даров, кем бы оно не совершалось. И я верю, что призывание и поклонение Приснодеве Марии и свя­тым, а также жертвенное значение литургии противно протестантскому вероучению.»

КАТОЛИЦИЗМ В РОССИИ Раздел III. ПРОТЕСТАНИЗМ Раздел IV. ПРОТЕСТАНТСКИЕ СЕКТЫ И РАЗЛИЧНЫЕ РЕЛИГИОЗНО-МИСТИЧЕСКИЕ  ЛЖЕУЧЕНИЯ