На главную
страницу

Учебные Материалы >> Библейская история Ветхого Завета.

Архиепископ Вениамин (Пушкарь). СВЯЩЕННАЯ БИБЛЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ ВЕТХОГО ЗАВЕТА

Глава: Глава VII  У ГОРЫ СИНАЙ-ХОРИВ

На третий месяц после исхода из Египта израильтяне рас­положились станом в пустыне напротив горы Синай. Пред ними в грозном величии возвышалась священная гора, гранит­ные скалы которой отвесными утесами возносились к небу. Близлежащая местность была благоприятна для заселения ее многочисленным народом на длительный срок. Там было вдо­воль воды, росли финиковые пальмы и деревья, годные на топ­ливо и строительный материал. Стан зажил шумной жизнью. Новая система управления обеспечивала порядок.

 

1. Заключение Завета

Расположив станом свой народ, Моисей взошел на гору, чтобы вознести благодарственную молитву Богу Авраама, Исаа­ка и Иакова, Который избрал его с этой горы для спасения из­раильского народа. Он уже частично исполнил миссию, возло­женную на него Иеговой, и вот теперь на вершине священной горы он с пламенной молитвой обратился к Богу. Во время мо­литвы Господь явился Моисею и сказал, что он желает заклю­чить союз с израильским народом: «Так скажи дому Иаковлеву: вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас [как бы] на орлиных крыльях, и принес вас к Себе; итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым...»1 (Исх. 19, 3-6).

Моисей сошел с горы и передал эти слова народу. Евреи с радо­стью восприняли Божественную весть и ответили Моисею: «Все, что сказал Господь, исполним [и будем послушны]» (Исх. 19, 8). Тогда Господь повелел народу приготовиться к великому и славному дню, когда этот завет будет заключен. Народ должен был выстирать свои одежды и в течение трех дней поститься, чтобы достойным образом предстать перед лицом Бога. На третий день поста, который был пя­тидесятым днем с момента выхода евреев из Египта, Моисей «вывел народ из стана на сретение Богу» и повелел им стать у подножия го­ры. Он запретил кому бы то ни было подыматься на святую гору и пастушьим посохом провел черту, предупредив, что каждый, кто ее переступит, будет предан смерти. Когда народ с благоговейным трепетом собрался у подножия горы, вдруг над горой загремел гром, засверкали молнии, раздался сильный звук трубы, и гора исчезла в густых клубах дыма и огня. Народ с великим трепетом и с зами­ранием сердца смотрел на величественно-страшное зрелище.

 

2. Синайское законодательство и его значение

Но как ни величественна была Синайская гора, еще возвышен­ней были слова Самого Бога, которые сквозь громовые раскаты, мол­нии и дым доносились до слуха народа. Слова эти были простые, об­щедоступные и исполненные такого глубокого значения, что легли в основу как человеческой нравственности, так и его законодатель­ства. Это было знаменитое десятословие, те десять заповедей Божи­их, в каждой из которых открывалась вековечная истина.

В первой заповеди открывался народу Сам Иегова, как истин­ный единственный Бог, чудесное действие Которого евреи уже зна­ли: это Он вывел их из Египта. Он - не изобретение человеческого воображения, не простой символ природы, подобно идолам языч­ников; не отвлечение человеческого ума, подобно богам Нила, не способным сочувствовать человеку, нет, Он единый, живой Бог со всеми свойствами личного Бытия. Но будучи живым, личным Богом, Он в то же время невидим, и нет Ему никакого подобия ни на небе, ни на земле.

В противоположность идолопоклонству египтян, к которому привыкли евреи, Господь запрещает изображать Его под каким бы то ни было видом - ни под видом небесных тел, как это бы­ло сильно распространено в Месопотамии, ни под видом живот­ных, как в Египте, ни под видом рыб, как было в Палестине и Ассирии (вторая заповедь). Имя Иеговы так свято, что нельзя произносить его напрасно1, т.е. не только при каком-нибудь клят­вопреступлении или лжи, но и во всяком пустом суетном деле или разговоре (третья заповедь). Четвертой заповедью требовалось, чтобы евреи седьмой день недели (субботу) посвящали Богу, не на­рушая священного покоя этого дня никакими работами. Обычай праздновать седьмой день недели был и до Синайского законода­тельства, но с этого времени он получает законодательную силу.

В пятой заповеди определяются обязанности человека к своим ближним и, прежде всего, требуется почтение к родите­лям. Почтение к родителям издавна считалось нравственною обязанностью детей, но это естественное чувство не имело еще высшей законодательной санкции, и потому у большинства на­родов преобладало вопиющее варварство. У некоторых народов древности был обычай предавать смерти своих престарелых ро­дителей или оставлять их без помощи. У древних народов мать вообще занимала низшее положение и после смерти своего мужа оставалась в подчиненном положении у своего старшего сына. Но теперь было заповедано, что сын, хотя и становился главой семейства, должен был также почитать свою мать, как почитал отца. Шестая заповедь установила неприкосновенность жизни человека, ибо человек создан по образу Божию.

Древний мир утопал в похотях, вся жизнь людей отравлялась ядом животного сладострастия, и сами боги их изображались да­леко не образцами целомудрия. Теперь голос с Синая заповедал: «не прелюбодействуй» (седьмая заповедь). С этого времени собст­венность провозглашалась священною, и воровство заклеймено как преступление (восьмая заповедь). Девятая заповедь запре­щала вредить своему ближнему ложным свидетельством на суде и вообще лгать на своего ближнего когда бы то ни было. Но Си­найский закон не только осуждал злые внешние дела, он прони­кал глубже и осудил даже злые помыслы, заповедав человеку не желать ничего такого, что противно основным законам нравствен­ности (десятая заповедь).Что значила в сравнении с этим Синайским законодательством вся многовековая история индийцев, египтян и других народов, со всею их мудростью и исполинскими созданиями храмов и пи­рамид? Синайское законодательство в своих основных началах давалось на все будущие времена. Оно заложило основу истин­ной нравственности и человеческого достоинства в мире. Это был день рождения народа, отличавшегося от всех народов, до этого существовавших в истории1. Простые, но глубокие и вечные ис­тины о духовном и личном Боге, о почитании родителей, о цело­мудрии, о святости человеческой жизни и его собственности, о чистоте, совести - все эти истины утверждены были на Синае в наследие всем последующим векам.

В древности, конечно, были проблески высшего нравствен­ного учения, но они были обыкновенно достоянием только не­многих гениальных умов и никогда не достигали народных масс, так как проповедовались только в отвлеченных малодоступных положениях и не имели Божественной санкции. Десятоеловие же было провозглашено Самим Богом и с таким неотразимым ве­личием, и с такой изумительной простотой, что возвещенные в нем истины сразу же стали достоянием всего народа, задача которого была распространить этот закон на все человечество. Синайское законодательство не только устанавливает истинные воззрения на Божество и отношение к Нему человечества, но и взаимные отношения между людьми ставит на совершенно новые социальные основы.

В честь этого великого события израильский народ установил праздник Пятидесятницы, так как это событие произошло в пя­тидесятый день после выхода евреев из Египта.

 

3. Завет утверждается жертвенной кровью

Народ не мог до конца вынести особого присутствия Божия и просил Моисея быть посредником между ними и Богом. Моисей распустил все собрание по шатрам, а сам еще раз поднялся на вер­шину святой горы, где Господь помимо десяти заповедей дал ему еще заповеди, касающиеся как гражданской, так и религиозной жизни.

Сойдя с горы, Моисей ночью записал все заповеди в Книгу За­вета. Утром по повелению Божию он у горы Синай построил жерт­венник из двенадцати камней и созвал весь народ для жертвопри­ношения. Во время жертвоприношения Моисей прочитал перед народом Книгу Завета. Весь народ в один голос обещал ревностно исполнять волю Божию. Тогда Моисей налил в чашу жертвенной крови и окропил ею жертвенник, Книгу Завета и всех людей.

Таким образом, договор или Завет между Богом и израиль­ским народом был скреплен жертвенной кровью. Этот ветхозавет­ный Союз-Завет стал прообразом новозаветного Союза-Завета между Богом и всем человечеством, который скрепил Своей Пре­чистой Кровью Сам Господь Иисус Христос.

 

4. Нарушение Завета

Хотя израильский народ и дал клятвенное обещание, скреп­ленное жертвенной кровью, строго соблюдать все заповеди, дан­ные ему Богом на Синае, вскоре евреи нарушили свои обеты и вновь обратились к идолопоклонству. Это произошло следую­щим образом. После жертвоприношения, поручив Аарону управ­ление народом, Моисей с Иисусом Навином по повелению Божию поднялись на святую гору, где пробыли сорок дней и ночей. В те­чение этого времени Господь являлся Моисею и дал ему подробный план построения походного храма - Скинии Свидения1. На сороко­вой день Господь вручил Моисею две каменные скрижали (доски), на которых Божественным перстом были написаны десять запове­дей Завета.

Между тем в лагере началось волнение. Видя, что их вождь долго не сходит с горы, израильтяне подумали, что Моисей погиб, и начали беспокоиться о том, кто же теперь их поведет через пу­стыню в обетованную землю. Перед шатром Аарона собралась большая толпа. Встревоженные тем, что Моисей покинул их, лю­ди громко требовали: «Встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами: ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось» (Исх. 32, 1).

За время долгого пребывания израильского народа в язычес­кой стране в их сердцах глубоко укоренилось идолопоклонство. И вот теперь, у горы Синай, оно проявило себя во всей силе. В на­роде еще жила потребность изображать божество в виде какого-нибудь идола, и люди стали требовать, чтобы Аарон «сделал для них бога» наподобие тех, какие им известны были в Египте. Воз­можно, народ не имел в виду идолопоклонства в собственном смысле слова и хотел поклоняться Иегове под какой-нибудь бо­лее доступной их сознанию и знакомой им формой.

Если бы Аарон обладал такой же силой воли, как его млад­ший брат, то, конечно, он легко мог бы убедить народ не делать этого преступного шага. Но Аарон проявил малодушие и подчи­нился воле идолопоклонников. Он потребовал, чтобы израиль­тяне принесли все свои золотые серьги. По его призыву женщи­ны самоотверженно отдавали свои украшения и собрали так много золота, что из него можно было отлить фигуру золотого тельца. Аарон сделал из этих драгоценностей литого тельца, на­поминающего евреям египетского бога Аписа, и сказал: «Завт­ра праздник Господу» (Исх. 32, 5).

На следующий день статую поставили посредине стана, и люди, обрадованные возвращением божества, которому они поклонялись в Египте, восклицали: «Вот бог твой, Израиль, ко­торый вывел тебя из земли Египетской!» (Исх. 32, 4). Затем на­чалось жертвоприношение в честь идола, после чего все сели за праздничный пир. Весь день раздавались звуки труб и бубнов; мужчины, женщины и дети исступленно пели и плясали вокруг тельца. Только левиты держались в стороне и с ужасом взира­ли на людей, которые так легкомысленно отреклись от Иеговы и вернулись к идолопоклонству.

А в это время на вершине Синая Господь, вручая Моисею скрижали Завета, сказал ему: «Поспеши сойти [отсюда], ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египет­ской...» (Исх. 32, 7). Далее Господь сообщил Моисею, что Он уничтожит этот жестоковыйный народ и от Моисея произойдет новый народ. Но Моисей умолил Господа помиловать евреев и, взяв скрижали, с Иисусом Навином поспешил в лагерь. Спуска­ясь с вершины Синайской горы, Моисей еще издали услышал адский шум. Когда же Моисей приблизился к стану и увидел отвратительное зрелище, он «воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою» (Исх. 32, 19).

Золотого тельца он стер в прах и рассыпал по воде, а воду при­казал пить израильтянам. Строго осудив смущенного Аарона, Мо­исей призвал к себе левитов и дал им приказ: «Так говорит Гос­подь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего» (Исх. 32, 27). Левиты исполнили повеление Моисея, и в тот день было убито около трех тысяч человек. Так были наказаны евреи за грех идолопоклонства.

 

5. Восстановление Завета

Когда порядок в стане был восстановлен, Моисей, призвав на­род к покаянию, вновь поднялся на вершину Синая, чтобы возне­сти горячую молитву к Господу о помиловании еврейского наро­да. Господь милостиво принял молитву праведника, повелел ему приготовить две каменные скрижали, подобные тем, которые он разбил, и опять взойти на гору. Приготовив две каменные плиты, Моисей поднялся на святую гору и пробыл там сорок дней и но­чей в посте и молитве. В этот раз Господь особым способом пока­зал Моисею Свою Божественную славу и написал на скрижалях десять заповедей. Это было свидетельством того, что Господь вновь восстанавливает союз с еврейским народом и дает обещание вести его в обетованную землю. Моисей с радостной вестью вер­нулся к народу, но люди не могли смотреть на его лицо, так от не­го исходили лучи яркого неземного солнца (света). Поэтому, ког­да Моисей говорил с народом, он закрывал свое лицо покрывалом.

 

6. Построение походного храма и его устройство

Когда восстановлен был Завет с Богом, Моисей объявил изра­ильскому народу повеление Божие о построении Скинии (палатки), или походного храма, и призвал верующих помочь ему в сборе не­обходимого материала для строительства. Сбор ценностей (золота, серебра, меди и др.) прошел весьма успешно, и Моисей сразу же приступил к построению Скинии, доверив все связанные с ней ра­боты двум прославленным мастерам - Веселиилу и Аголиаву.

Вскоре строительство Скинии было закончено. Она состояла из трех частей: Святая Святых, Святилища и двора. Сама Скиния, или священный шатер, стояла посреди четырехугольного двора, окруженного бронзовыми колоннами, которые соединялись пере­кладинами. С поперечных брусьев свисали льняные покрывала, так что площадка со всех сторон была закрыта высокими занаве­сами. Стены Скинии были построены из шестов и брусьев дерева ситтим (акация), а крыша ее была покрыта сначала двумя шер­стяными покрывалами с изображением херувимов, а затем двумя покрывалами из бараньих кож.

Священный храм-шатер делился на две половины: Святая Святых и Святилище, отделявшиеся друг от друга расшитой зо­лотом шерстяной завесой. Святая Святых являлась самой глав­ной частью храма. В ней находился Ковчег Завета, который представлял пустой ящик из дерева ситтим, обложенный внут­ри и снаружи коваными золотыми листами. Крышка Ковчега, называвшаяся очистилищем, сделана была из чистого золота. На обоих ее концах были два изображения херувимов. Ковчег считался самой большой и главной святыней храма. Моисей, по повелению Божию, положил в Ковчег скрижали, а перед Ковчегом поставил сосуд с манной.

В Святилище находились три священных предмета. В цен­тре Святилища, напротив Ковчега, стоял кадильный жертвен­ник, сделанный из драгоценного дерева и обложенный золотом. На нем священники приносили в жертву ладан или фимиам. Справа от кадильного жертвенника стоял деревянный, обложен­ный золотом стол с двенадцатью хлебами предложения, кото­рые менялись каждую субботу. Налево стоял золотой светиль­ник, наподобие дерева, с семью лампадами, в которых горел елей.

На дворе, перед входом в скинию, стоял жертвенник всесож­жения, окованный медью, и большая медная умывальница для омовения рук и ног священников перед богослужением. Вход в Скинию был с восточной стороны, так что Святая Святых в про­тивовес языческим алтарям обращена была к западу.

Скиния без двора была небольших размеров. В длину она составляла 30 локтей (священный локоть равнялся 52 см), в ширину и высоту - 10 локтей. Когда Скиния была закончена, Моисей ее освятил, помазав все ее священные предметы елеем.

 

7. Преобразовательное значение Скинии

Ветхозаветная Скиния прообразовала Церковь Христову. Вход в Скинию был с востока - это означало, что ветхозаветная Церковь ожидала явления солнца правды - Христа. Ее двор, от­крытый для всего народа, означал призвание в Церковь Хрис­тову всех людей.

При входе в Скинию стоял жертвенник и умывальница. Жертвенник прообразовал крест, на котором Иисус Христос принес Себя в Жертву Богу за весь человеческий род и этим са­мым открыл людям вход в Царство Божие. Умывальница про­образовала купель Крещения, посредством которого человек мо­жет вступить в Церковь Христову.

Святилище, в которое позволялось входить только одним священникам, прообразовало истинно верующих. Светильник, трапеза с хлебами и кадильный жертвенник прообразовали Ии­суса Христа, Который просвещает и питает верующих и возно­сит их молитвы к Богу Отцу.

Святая Святых, в которую входил только первосвященник с кровью, означала духовное небо, куда Иисус Христос вошел со Своей Кровью за весь человеческий род. Ковчег Завета был об­разом престола Божия, окруженного херувимами.

 

8. Ветхозаветное священство

Для совершения богослужений при Скинии необходимо бы­ло избрать особый класс глубоко верующих людей, которые не только совершали бы богослужения и были достойными посред­никами между людьми и Богом, но и стояли бы на страже ин­тересов истинной религии. Из всех израильских колен на такое ответственное и святое служение Богом было избрано колено Левино, так как оно не нарушило Завет, данный Богом, и рев­ностно защищало истинную религию.

Ветхозаветное священство было разделено на три чина - первосвященнический, священнический и левитский. По повеле­нию Божию в первосвященнический чин Моисей возвел своего брата Аарона, а его сыновей поставил священниками. С этого времени первосвященники и священники должны были изби­раться из племени Аарона. Третий чин имели все представители колена Левина, которых называли левитами. Возведение в тот или другой чин сопровождалось особыми обрядами и жертвопри­ношениями, которые свидетельствовали о важности и ответствен­ности данного священнического чина. С этой же целью священ­нослужителям даны были священные одежды, в которые они должны были облачаться во время совершения богослужения.

Первосвященник был ходатаем перед Богом за народ, и по­этому он во время богослужения носил на груди наперсник (четырехугольник из материи с двенадцатью разноцветными камнями, по числу колен Израилевых, на каждом из которых было вырезано по одному имени). Только первосвященник, и то однажды в год, имел право входить во Святая Святых для окроп­ления жертвенной кровью крышки Ковчега. В этот день он при­носил жертву за грехи всего Израиля. Первосвященник был главным хранителем закона и наблюдал за его исполнением.

Священники обязаны были поддерживать неугасимый огонь в Скинии, приносить жертвы, возжигать курения, возносить к Богу молитвы народа и наставлять в законе Божием народ. Они имели право ежедневно входить в Святилище, где зажигали лам­пады, воскуряли фимиам и переменяли хлебы предложения. Все остальные левиты помогали священникам при богослужении, ус­танавливали Скинию, несли ее во время переходов.

Глава VI  ПУТЬ ЕВРЕЕВ К СИНАЮ Глава VII  У ГОРЫ СИНАЙ-ХОРИВ Глава VIII  ПУТЬ ЕВРЕЕВ ОТ СИНАЯ К ХАНААНУ Чис. 10-14. Втор. 1, 19-46