Эсхатологическая (от греч. εσχατόθ - конечный, последний) проблематика всегда волновала русскую мысль. В отдельные периоды она переживалась как острое ощущение конца истории. В другие - основное внимание сосредотачивалось на решении одной из труднейших богослов-
ских проблем - проблемы вечных мук. Настоящее время вновь характеризуется повышенным интересом к верному пониманию признаков завершения человеческой истории и попыткой осмысления в этом апокалиптическом ключе происходящих процессов в мире и в России. Немалое место при этом занимает вопрос пришествия антихриста и в связи с ним число имени зверя (От. 13; 18). Однако центральным пунктом эсхатологической проблемы в русском православном богословии всегда остается вопрос о стяжании того эсхатона, который есть внутри нас (Лк. 17; 21) и который является конечной целью жизни.
Многосторонность эсхатологической темы позволяет лишь кратко осветить некоторые из ее аспектов.
Самым актуальным вопросом в русском богословии в течение всей его истории, включая и настоящее время, является аскетический аспект. Он заключается в теоретическом и опытном изучении духовного пути, ведущего к Царству Божию. Положительное его понимание100, однако, подвергается нередко, как это часто бывает, различным искажениям.
Одно из главных, присущих, как кажется, самой природе человека, является искушение «сорвать» плод вхождения в Царство Божие, а не вырастить его трудом и подвигом. Эта тенденция проявляет себя в самых разнообразных формах. Например, когда присутствует убеждение, что спасение достигается путем исполнения церковных обрядов, правил, богослужебного устава, занятиями различной церковной деятельностью, внешней благотворительностью и т. п. Но при этом забывается норма христианской жизни: «Сие надлежало делать и того не оставлять» (Мф. 23; 23) - того, т. е. заповедей Евангелия. В результате христианин теряет драгоценный эсхатон - Царство Божие.
Другая форма - такая же подмена религиозной жизни, только теперь уже т.н. богословствованием, т. е. занятиями богословием ради богословия, а не с целью познания пути и средств спасения человека. К чему это может привести, ярко описано святителем Игнатием Брянчаниновым: «Сбывается слово Христово: в последние времена обрящет ли Сын Божий веру на земли! Науки есть, академии есть, есть кандидаты, магистры, доктора богословия (право - смех, да и только); эти степени даются людям. К получению такой степени много может содействовать чья-нибудь... Случись с этим богословом какая напасть - и оказывается, что у него даже веры нет, не только богословия. Я встречал таких - доктор богословия, а сомневается, был ли на земле Христос, не выдумка ли это, не быль ли, подобная мифологической! Какого света ожидать от этой тьмы!»101.
Еще одна идея, широко распространенная в протестантских сферах, это присутствие и определяющее действие эсхатона (в данном случае - Духа Святого) не только в Церкви, но и во всей мировой жизни во всех ее проявлениях. Идея, совершенно «забывшая» о свободе человека и его возможности поступать не только по воле Бога, но и вопреки ее. И выводы, проистекающие отсюда, свидетельствует об этом. Все сильнее звучат голоса о сотериологи-ческой равноценности всех религий и фактическом отрицании Христа как Бога и Спасителя, о необходимости церковного признания прямых отступлений от христианской морали, об одобрении многих явлений антикультуры и т. д.ТВОРЕНИЕ ИЛИ (И) ЭВОЛЮЦИЯ | ЭСХАТОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА В РУССКОМ ПРАВОСЛАВНОМ БОГОСЛОВИИ И РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ XX ВЕКАПОНЯТИЕ ОБ ЭСХАТОЛОГИИ И ЕЕ РАЗЛИЧНЫЕ АСПЕКТЫ | АНТИХРИСТ |