На главную
страницу

Учебные Материалы >> Гомилетика.

Волков А.А. Курс русской Риторики

Глава: первая  Предмет риторики: язык и словесность. ВВЕДЕНИЕ

 

Риторика - одна из самых древних филологических наук. Она сложилась в IV веке до Р.Х. в Греции. Слово ρητορική означает «ораторское искусство или учение об ораторском искусстве», но главным содержанием риторики уже в то время была теория ар­гументации в публичной речи. Великий греческий философ и ученый Аристотель (384-322 до Р.Х.) определил эту науку как «способность находить возможные способы убеждения относи­тельно каждого данного предмета»1.

Задача риторики, по замыслу Аристотеля, состояла в том, чтобы нравственные принципы, на которых должна основывать­ся общественная жизнь, стали более убедительными, чем эгои­стические и материально-практические соображения: «Риторика полезна, потому что истина и справедливость по своей природе сильнее своих противоположностей, а если решения поставляют­ся не должным образом, то истина и справедливость необходимо побеждаются своими противоположностями, что достойно пори­цания»2.

Наука подразделялась в античности на три области: физику, знание о природе; этику - знание об общественных установле­ниях; логику - знание о слове как инструменте мышления и дея­тельности.

В основе образования лежат именно логические науки, или органон, как их называли в античности и средневековье, по­скольку прежде всего должен быть освоен метод, на основе ко­торого возможны теоретическое знание и практическая деятель­ность.

Органон включал в себя тривиум и квадривиум - семь сво­бодных искусств. В тривиум входили грамматика, диалектика, риторика. Грамматика - наука об общих правилах построения осмысленной речи. К грамматике прилегала поэтика как наука о художественном слове - своего рода «лаборатории языка». Диа­лектика - наука о приемах обсуждения и решения проблем и о технике научного доказательства. Риторика - наука об аргументации в публичной речи, необходимой при обсуждении вопросов практического характера. В квадривиум, который завершал об­щее образование, входили математические науки: арифметика и музыка, геометрия и астрономия.

В качестве одной из основных образовательных наук ритори­ка была заимствована римлянами, приспособлена к нуждам рим­ского общества и усовершенствована как учебный предмет в со­чинениях филолога Марка Теренция Варрона (116-27 до Р.Х.); оратора и государственного деятеля Марка Туллия Цицерона (106-43 до Р.Х.); по в особенности первого профессора римской риторики, создателя педагогической теории Марка Фабия Квинтилиана

(35-100 от Р.Х.). После работ Квинтилиана, а позже византий­ских и римских ученых Гермогена Тарсийского (160-225), Аффония Антиохийского ( IV в.), Либания (314-393), бл. Августина (354-430), Присциана (VI в.) и др. риторика сложилась как ус­тойчивая система научных понятий.

Особенность византийской и западноевропейской средневе­ковой риторики в том, что главный ее предмет - проповедь и богословская полемика. Средневековая риторика занималась в основном не ораторией, а гомилетикой. Ораторская речь про­износится однократно. Проповедь представляет собой ряд поуче­ний в форме слова или беседы, предназначенных для постоянно­го круга лиц. Задача гомилетики - духовно-нравственное про­свещение, воспитание и обучение. Гомилетика существует как в устной, так и в письменной форме (например, катехизиса), что существенно меняет организацию и содержание речи.

В XVII-X1X веках риторику стали понимать как науку об ар­гументации преимущественно в письменной речи: общественное значение ораторской речи в это время снижается, а значение письменной литературы - богословия, религиозной и политиче­ской публицистики, философии, исторической прозы, документа возрастает. В результате постепенно развивается частная рито­рика, в которой формулируются правила создания конкретных видов произведений - судебных речей, проповедей, писем, дело­вых бумаг, исторических, философских, научных сочинений и т. п.Первая русская риторика, так называемая риторика архиепи­скопа Макария3, появилась, очевидно, в Москве не позже первой четверти XVII века. Она представляет собой свободный перевод риторики Филиппа Меланхтона (1497-1560), профессора грече­ского языка и теологии, одного из ближайших сотрудников Мар­тина Лютера (1483-1546). Риторика Меланхтона наряду с его сочинениями по богословию и логике была одним из самых важ­ных идейных источников протестантизма, так как представляла собой инструмент полемики с римо-католиками4.

После польской интервенции, с приходом к власти династии Романовых, была ясно осознана необходимость систематическо­го образования. В то время в качестве руководства по диалектике использовались «Философские главы» св. Иоанна Дамаскина, перевод которых неоднократно поновлялся в течение XVI и XVII веков. В 1618-1619 годах выходит «Грамматика» Мелетия Смотрицкого. Почти одновременно (1620) переводится «Риторика» Меланхтона: борьба с римской экспансией требовала специаль­ной подготовки, в основу которой положили проверенное на практике руководство. Так была заложена содержательная осно­ва тривиума, на основе которого стало возможным систематиче­ское школьное образование.

Следующим важным этапом развития русской риторики стали грамматические и риторические сочинения М. В. Ломоносова (1711-1765). В 1739 году выходят «Письмо о правилах россий­ского стихотворства», в 1748 году - «Краткое руководство к красноречию», в 1757 году - «Российская грамматика», около 1758 года написано «Предисловие о пользе книг церковных». Очевидно, М. В. Ломоносов собирался написать и логику, что было бы завершением новой системы тривиума5.

Главная особенность филологических работ М. В. Ломоносова в том, что он сознательно и целенаправленно создавал норму русского литературного языка, ориентируя ее на речь науки, деловой прозы, исторических сочинений, академиче­ской и политической оратории, проповеди. Его филологические труды оказали значительное влияние на русскую словесность.

В начале XIX века русская риторика переживает эпоху рас­цвета. Среди руководств по риторике особое место занимают учебники Η. Φ. Кошанского (1784-1831), филолога-классика, переводчика, преподавателя словесности в Царскосельском ли­цее. Η. Φ. Кошанскому принадлежат две замечательные работы: «Общая риторика» (1829) и «Частная риторика» (1832).

Руководства Η. Φ. Кошанского были ориентированы на клас­сические образцы изящной словесности и давали весьма солид­ное образование. Изучая риторику, ученик русской гимназии ос­ваивал навыки понимания классических произведений и само­стоятельного литературного творчества. Картина родов и видов словесности в «Частной риторике» Η. Φ. Кошанского, связывая русскую словесность с классической и церковнославянской, рас­крывала широкую перспективу культуры слова. Учебники сло­весности Н. Ф. Кошанского, А. Ф. Мерзлякова, А. И. Галича, И. И. Давыдова и других авторов сформировали несколько поко­лений талантливых и образованных русских людей, которым мы обязаны расцветом национальной культуры в XIX веке.

В первой половине XIX века ряд литературных критиков во главе с В. Г. Белинским развязывают пропагандистскую кампа­нию против риторики. В представлении секулярного общества того времени художественная литература и литературная критика были единственным видом словесного творчества. В результате во второй половине XIX века риторика была исключена из сис­темы образования, а ее место заняло обязательное изучение ху­дожественных сочинений и мнений литературных критиков по различным вопросам общественной жизни6.

Последовавшие события XX века остро поставили перед нау­кой и философией проблему манипулирования сознанием в сред­ствах массовой коммуникации.

Одним из ответов на этот вызов стала после Второй мировой войны неориторика или теория аргументации7. Интерес к рито­рике возрастал по мере того, как становилось очевидным, что тоталитарное сознание не есть специфическое свойство совет­ского большевизма или немецкого национал-социализма, но об­щая закономерность всей современной демократической и гума­нистической цивилизации, которая идеологически управляется массовой коммуникацией. Понимание технической кухни массо­вой информации дает человеку возможность хотя бы относи­тельной независимости от тоталитарной пропаганды строитель­ства коммунизма или «общечеловеческих ценностей» демокра­тического «открытого общества».

Современная риторика не просто техническая дисциплина, обучающая умению строить убедительные высказывания, но ин­струмент самозащиты от тоталитарного сознания. Поэтому она и несет в себе возврат к наследию христианской культуры, но с учетом современного научного знания. Вместе с тем, если обра­титься к сущности аргументации, к тому, как человек решает проблемы и изобретает идеи и аргументы, можно убедиться, что наше время использует те же приемы мысли, те же методы обос­нования идей, даже ту же технику введения в заблуждение, что и две тысячи лет назад, хотя изменяются формы, стиль и совер­шенствуются инструменты словесного воздействия.

Опыт истории аргументации поучителен: техника аргумента­ции, выработанная средневековой схоластической логикой, была в XVIII-XIX веках с презрением отвергнута и забыта, и только ученые XX столетия не без удивления обнаружили, что многие принципиальные решения математической логики воспроизводят идеи схоластической логики8. То же происходит и с риториче­ской аргументацией9.

Риторика - наука о целесообразном слове. Мы убеждаемся в том, что прежде отрицали, или в чем сомневались, о чем суще­ствуют различные мнения и что связано с возможностью при­нять различные решения10.

Обладая свободой воли и разумом, мы отвечаем за свои по­ступки, которые мы должны поэтому предварительно обдумать и обсудить, чтобы предвидеть духовные и физические последствия принимаемых решений. Поскольку мы живем и действуем в об­ществе, то и решения принимаем путем совещания. Совещаемся мы о том, что возможно, о чем существуют различные мнения, и убеждаем друг друга посредством доводов, которые выражаются словом. Поэтому убедить значит обосновать предлагаемые идеи таким образом, чтобы те, кто участвует в их обсуждении, согла­сились с доводами и присоединились к ним.

Наука риторика изучает те словесные приемы и формы убеж­дения, которые позволяют разумно оценить аргументацию и са­мостоятельно принять решение: «...всякая аргументация стре­мится к присоединению умов и тем самым предполагает наличие интеллектуального контакта»11.

ПРЕДИСЛОВИЕ первая  Предмет риторики: язык и словесность. ВВЕДЕНИЕ ПРЕДМЕТ РИТОРИКИ