На главную
страницу

Учебные Материалы >> Сравнительное богословие.

Протоиерей Митрофан Зноско-Боровский. ПРАВОСЛАВИЕ, РИМО-КАТОЛИЧЕСТВО, ПРОТЕСТАНИЗМ и СЕКТАНСТВО

Глава: Кальвинизм — Реформаторство — Пресвитериане

Кроме лютеранства и англиканства существует в      протестантизме еще и третье направление, ро­доначальником и инициатором которого был КАЛЬ­ВИН, проводник реформации в Швейцарии. Из Швейцарии учение Кальвина распространилось в юго-западной Германии и в Голландии под именем реформаторства, во Франции — под именем гугенотства и в Шотландии, Англии и Северной Амери­ке — под именем пресвитерианства, нигде, кроме Шотландии, не заняв господствующего положения.

Кальвинизм представляет собою крайнее на­правление в реформаторском движении XVI века. Его особенности в сравнении с лютеранством заклю­чаются в следующем: 1) Кальвин отошел от право­славия значительно дальше, чем Лютер; 2) Кальвин дополнил лютеранство своим учением о безусловном предопределении; 3) в то время как Лютер все же со­хранил основные черты христианства, и влияние иудейства едва проскальзывает в его учении, в уче­нии Кальвина элементы иудейской и языческой ре­лигий настолько явственны, что кальвинизм, а сле­довательно и пресвитерианство, лишь с большой на­тяжкой можно считать христианским исповеданием. Кальвинизм представляет собою переходное учение к сектантству.

По учению Лютера, добрые дела не имеют значе­ния в деле спасения, ибо падший человек, потеряв­ши — вследствие греха — всякую способность и свободу творить добро, сам по себе не может делать ни­каких добрых дел. Всякое добро в жизни человека есть исключительное дело действия одной Божией благодати. Это учение Лютера об оправдании верой, подаваемой Богом по Его усмотрению, привело в сво­ем логичном развитии к мрачному противохристианскому учению о безусловном предопределении. Дей­ствительно, если сам человек со своей стороны ничем не может привлечь благодать Божию, если и сама ве­ра — это единственное условие спасения со стороны человека — лишь дар Божий, естественно возникает вопрос: почему же при общей для всех беспредель­ной любви Божией одни люди веруют, получают от Бога благодать и спасение, а другие остаются без бла­годати и погибают. Лютер не довел до конца этого мо­мента в своем учении, ясный ответ на этот вопрос дал Кальвин своим учением о безусловном предопреде­лении. Безусловное предопределение — это предвеч­ное избрание Богом одних из людей ко спасению, а других — к погибели, совершенно независимо от их воли и без всякого отношения к их свободе. Предназ­наченные к вечному спасению составляют неболь­шую группу избранных Богом людей, избранных в силу Его непостижимого решения, помимо всякой их заслуги. С другой стороны, никакие усилия не могут спасти тех, кто предопределен к вечной погибели. Как добрые дела, так и злые дела служат для выполнения Божиих предначертаний.

В доказательство справедливости своего учения о предопределении кальвинисты ссылаются обычно на IX главу Послания ап. Павла к римлянам. Отдель­ные изречения этой главы, взятые отрывочно, без связи с общим содержанием речи апостола, дейст­вительно как будто подтверждают учение Кальвина о предопределении, например об Исаве и Иакове го­ворит апостол, что еще прежде рождения их Гос­подь Бог первого возненавидел, а Иакова возлюбил (11-13). Однако это и некоторые другие места IX главы могут быть правильно поняты только в связи со всем содержанием этой главы, в которой апостол рассуждает о причинах отвержения Богом Израиля, сам печалится об этом, ибо это не может не печалить всех христиан. Апостол говорит о том, что оправда­ние не является уделом только еврейского народа: «Не все те израильтяне, которые от Израиля, и не все — дети Авраама, которые от семени его». В этой главе его послания апостол направляет свою речь против иудеев, которые, считая язычников отвер­женными Богом, усвоили только себе одним ис­ключительное право быть сынами Царствия Бо­жия — за что? — за их мнимые достоинства, заклю­чающиеся в их происхождении от Авраама и в исполнении ими закона Моисеева. Вопреки этому взгляду иудеев, апостол доказывает, что спасающая благодать Божия протирается на всех людей, вслед­ствие чего Бог и призывает к спасению не только иу­деев но и язычников (24), призывает их независимо от мнимых достоинств происхождения. Это и дока­зывает апостол примером Исава и Иакова: оба они произошли от семени Авраама, однако спаслись не оба; значит, спасение зависит не от мнимых достоин­ств происхождения и заслуг евреев, а от одной мило­сти Божьей, которая без всякого пристрастия со­образуется в своих действиях и решениях с нравственным состоянием людей и может проявляться по отношению к некоторым язычникам даже пред­почтительнее, чем к иудеям.

В учении о безусловном предопределении видны явные следы иудейского влияния.

В понимании ап. Павла, предопределение осно­вывается не на беспричинном решении божествен­ной воли — одних спасти, а других погубить, — а на всеведении и предвидении Божием (Рим. 8, 27-30). Как всеведущий Бог знает и предвидит нрав­ственное состояние людей и на основании этого пред­видения предназначает людям известную участь как неизбежную ПО ЗАКОНАМ НРАВСТВЕННОЙ СПРАВЕД­ЛИВОСТИ вследствие того или иного нравственного состояния, которое должно быть делом свободного нравственного самоопределения со стороны самого человека; Бог никому не назначает, не предписывает ни добродетельной, ни греховной жизни, и предвиде­ние Божие не стесняет свободы человека.

Учение Кальвина находится в резком противо­речии Слову Божию, которое учит, что благодать Божия, получаемая нами по заслугам Искупителя, всеобща, т. е. распространяется на всех людей. «Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли по­знания Истины» (1 Тим. 2, 4); «Господь не желает, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет. 3, 9); «Любовь Христова объемлет нас... Хри­стос умер за всех» (2 Кор. 5,14-15) — так свидетель­ствует Слово Божие.

Учение Кальвина о предопределении противо­речит и одному из основных свойство Божиих — святости. Несовместимо с понятием о святости учение, утверждающее, что Сам Бог является виновни­ком и причиной зла; ведь реформаторы учат, что Сам Бог ПРЕДВЕЧНО избрал одних к спасению, дру­гих — к погибели, так что никакие усилия не могут спасти их (!)— здесь выявляется влияние язычества. Влияние язычества (пантеизма) сказалось на общем представлении Кальвина о божестве: если судьба людей помимо их воли от века предопределена, сле­довательно, божество есть какая-то фатальная сила или рок?!

Отрицательная сторона учения реформаторов о безусловном предопределении сказывается еще и в том, что это учение приводит к нравственному индеферентизму, к безразличию в определении понятий добра и зла. Действительно, какой смысл человеку подвизаться на поприще духовного делания, на по­прище добродетели, коль скоро он уже предопреде­лен или к спасению, или к погибели, предопределен безусловно — независимо о его нравственных по­ступков и действий.

Из учения реформаторов о безусловном предо­пределении вытекает другое их заблуждение — уче­ние о непреодолимом действии на человека благода­ти Божией. Это учение они выводят из слов Спасите­ля: «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня» (Ин. 6) и из слов ап. Павла: «Бог производит в нас хотение и дей­ствие по Своему благоволению» (Флп. 2, 13). Однако приведенные слова Христа и ап. Павла вовсе не под­тверждают учения кальвинистов о безусловном дей­ствии благодати в деле спасения человека. Слова Спасителя, приведенные в Евангелии от Иоанна, никак не содержат мысли о каком-то насильственном привлечении человека к Нему; из последующих слов Спасителя: «Истинно, истинно говорю вам: верую­щий в Меня имеет жизнь вечную» (Ин. 6, 47) — явст­вует, что только тот будет привлечен к Нему и полу­чит жизнь вечную, кто добровольно уверует в Него. Имея основанием Слово Божие, Православная Цер­ковь учит, что благодать Божия отнюдь не действу­ет на людей безусловно, но сообразуется со свободою, с нравственным состоянием и духовной восприимчи­востью человека. Действие и получение благодати как спасительной силы Божией, «немощная врачую­щей и оскудевающая восполняющей», возможно при: 1) условии свободной воли самого человека: Бог не стесняет данной человеку естественной свободы и насильно в Церковь не влечет; 2) желании, готовнос­ти и способности человека быть чутким и восприим­чивым к призывам благодати Божией; в Евангелии повествуется о том, как Господь удалился от жите­лей Назарета, не сотворив у них чудес по причине неверия их и 3) при условии покаяния, т. е. перемены образа мыслей и жизни; Иисус Христос и Предтеча, возвещая людям о наступлении Царства Божия, тре­бовали от них покаяния как необходимого условия для восхождения в это Царство.

Следует отметить и тот красочный факт, что в кальвинизме сильно чувствуется влияние Ветхого Завета, на задний план отодвигающее радостные то­на евангельского Благовестия. Этот суровый ветхо­заветный тон, как мы видели, живет в учении о пре­допределении. Бог, предопределяющий большую часть людей к вечной гибели, ощущается в кальвинизме как безмерно страшное в своем величии, в своем владычестве Существо — при полном ничто­жестве пред Ним твари.

Итак, кальвинизм а) отрицает в человеке свобо­ду воли; б) признает грех явлением естественным и неизбежным; в) отрицает основные положения хри­стианства, а таинства — это всего лишь символичес­кие знаки, и лишь воображаемо присутствует Хрис­тос в евхаристии.

Под именем ПРЕСВИТЕРИАНСТВА кальвинизм был признан парламентом Шотландии в 1592 году государственным исповеданием. Из общей массы сектантов, находившихся в оппозиции к официаль­ной Церкви и требовавших от короля и парламента более решительного проведения церковной рефор­мы, пресвитериане, известные также под именем «пуритане», выделились в особую партию в царство­вание Елизаветы. Пресвитериане требовали упро­щения богослужебных обрядов, устранения симво­лики (изображение Креста, крестного знамени при крещении) и устройства Церкви по образцу апос­тольского времени, в их воображении начертанному. Основой устройства Церкви, по учению Кальвина и пресвитериан, является церковная община с пресви­тером во главе, каковой избирается членами общи­ны; общины объединяются в союзы, областные и го­сударственные, сан епископа решительно упразднен. Обряд пресвитерианской общины сводится к выслу­шиванию молитв, сочиненных самим «пресвитером», его проповеди и пению псалмов; «причащаются», си­дя за длинным столом; браки благословляются на дому; над умершим, на дому, прочитывается молитва; литургия отменена, не читаются ни Символ Веры, ни «Отче наш», кроме воскресений праздников нет.

Англиканское исповедание Кальвинизм — Реформаторство — Пресвитериане Сектантство